Законопроект предполагает, что платформы, на которых будет осуществляться сбор средств на те или иные проекты, будут освобождены от уплаты НДС как в качестве плательщиков, так и в качестве налоговых агентов, однако будут выступать в качестве налогового агента по НДФЛ. Такие площадки могут взаимодействовать с бюро кредитных историй. Вопрос с лимитом инвестиций в законопроекте никак не регулируется, хотя для участников рынка он является ключевым.
Как пишет «Коммерсант», законопроект будет внесен в Госдуму уже на этой неделе. 16 марта в Минэке прошло совместное совещание представителей ведомства и ЦБ, на котором обсуждался законопроект, регулирующий краудфандинг в России. «Позиция Минэкономики заключается в том, что законопроект должен способствовать развитию рынка народных инвестиций», – сказал замминистра Олег Фомичев.
Законопроект предполагает установить возможность для привлечения инвестиций всеми видами субъектов хозяйственной деятельности. «Из документа исключены субъективные требования к деятельности краудплатформ, установлен порядок контроля Банком России, конкретизированы ограничения для лиц, не включенных в реестр операторов краудфандинговых платформ», – добавили в ведомстве. Ранее аналогичный законопроект был предложен Российской ассоциацией криптовалют и блокчейна (подробнее читайте в материале – "В России подготовили проект урегулирования краудфандинга").
На совещании обсудили основные проблемы развития краудфандинга. Для минимизации препятствий в развитии этого направления планируется освобождать краудфандинговые площадки от уплаты НДС, а для проверки инвесторов физических лиц – использовать возможности бюро кредитных историй.
Участники рынка краудфандинга изложенные изменения в законопроекте оценили позитивно. Как отметил генеральный директор p2b-платформы Penenza Дмитрий Пангин, законопроект предлагает затруднить недобросовестным участникам рынка получать необоснованную экономическую выгоду, а также решает задачи краудлендинга – механизма финансирования малого и среднего бизнеса. «Если в финальной версии закона инвесторов освободят от НДФЛ, это значительно простимулирует отрасль», – отмечает Пангин.
Однако наиболее актуальный вопрос о предельно допустимых лимитах инвестирования в проекты в законопроекте не затронут. Как пояснили в Минэке, вопрос о лимитах для инвесторов в ближайшее время еще будет обсуждаться. Представители ЦБ на совещании озвучили размер лимита для неквалифицированных инвесторов – не более 600 000 руб. в год при отсутствии ограничения для лимитов финансирования. Однако с большей долей вероятности на рассмотрение в Госдуму будет внесено предложение, выдвинутое Минэкономики, – ограничить инвестиции граждан, не являющихся инвесторами или индивидуальными предпринимателями лимитом не более 1,4 млн руб. в течение года.
Изложенные в законопроекте ограничения являются наиболее мягкими из обсуждавшихся. Однако не все игроки рынка восприняли их позитивно. Так, директор краудинвестинговой площадки StartTrack.ru Константин Шабалин полагает, что в настоящее время в проекты посредством краудфандинга инвестируется гораздо больше, чем предлагает установить Минэкономразвития. Такое положение вещей может негативно повлиять на развитие данного направления в РФ. По оценкам ЦБ, которые основаны на добровольно предоставленных площадками сведениях, объем сделок, заключенных с использованием площадок, в 2017 году превысил 11 млрд руб. «Минимально адекватная для инвесторов сумма лимита – 2,5–3 млн руб.», – полагает Шабалин.
По словам Владислава Олейникова (интернет-портал взаимного кредитования «Город денег»), законопроект Минэка о введении ограничений участников рынка краудфандинга нельзя назвать приемлемым. По его словам, логичнее, чтобы регулирование этого вида деятельности осуществляла саморегулируемая организация, которая объединит всех игроков. В будущем именно такая организация может вести учет всех квалифицированных инвесторов, и при прохождении процедуры квалификации инвестор может одновременно работать на всех площадках, отмечает Олейников.