ПРАВО.ru
Процесс
28 апреля 2018, 15:02

Крупнейший платежный сервис Qiwi сравнил Роскомнадзор со "слоном в посудной лавке"

Один из крупнейших российских платежных сервисов Qiwi столкнулся со сложностями в работе из-за блокировки социальной сети Telegram со стороны Роскомнадзора. Компания опубликовала соответствующий пресс-релиз.

"Деятельность надзорного органа сейчас напоминает слона в посудной лавке: от этих блокировок страдают все, кроме Telegram", – заявили в Qiwi. В компании рассказали, что недавно пользователи столкнулись с проблемой из-за блокировки доступа к сервису ReCaptcha от Google. Проблему в итоге удалось решить, но в компании выражают надежду на то, что эта ситуация станет показательной для всех и будут сделаны соответствующие выводы о рациональности ввода запретов и блокировок там, где они невозможны по своей природе и мешают прогрессу. 

В эпоху цифровизации необходим рациональный диалог между государством и бизнесом для поиска баланса между безопасностью и развитием инновационных технологий.

В Qiwi добавили, что любые решения, ограничивающие развитие технологий, должны приниматься с учетом реалистичности их выполнения и оценкой последствий для добросовестного бизнеса.

Блокировка Telegram началась 16 апреля, однако мессенджер до сих пор доступен для большинства пользователей. Зато действия Роскомнадзора причинили вред большим и маленьким компаниям. Около 400 российских организаций, которые пользовались облачными сервисами Google и Amazon, стали жертвами блокировок. Telegram использовал сторонние IP-адреса для обхода ограничений, а РКН блокировал многие возможные пути, в итоге создав значительные ограничения для сторонних компаний. 

Ущерб от деятельности "слона в посудной лавке" уже превысил $1 млрд, а о проблемах в своей работе сообщали, например, "Яндекс", "ВКонтакте", "Одноклассники", Viber, Google и Amazon. 

Некоторые даже подают на Роскомнадзор в суд, надеясь взыскать убытки. Так, накануне российский предприниматель Александр Вихарев, руководитель компании "Ивестори", в судебном порядке потребовал возмещения 5 млн руб. Ответчиком по делу № А40-93234/2018 выступает Минфин, а Роскомнадзор проходит как третье лицо. Суд еще не принял иск к производству. 

"Я полагаю, что российские суды до последнего будут отстаивать интересы ФСБ и Роскомнадзора", – поделился с "Право.ru" ожиданиями Дамир Гайнутдинов, юрист Международной правозащитной группы "Агора", которая представляет интересы Telegram в судах. По словам юриста, ранее АСГМ уже отказывал в иске Group IB, сайт которой оказался заблокирован, потому что делил IP-адрес с неким "запрещенным" сайтом. 

ЕСПЧ сейчас рассматривает в качестве potentially leading case дело по жалобе владельца сайта "Новости электронного книгоиздания" Владимира Харитонова, рассказывает Гайнутдинов. "В меморандуме уполномоченный Минюста написал, что блокировка в течение трех месяцев не нарушает права владельца сайта, а сам срок – "незначительный". Так что я полагаю, что российские суды в данном случае – просто необходимая ступенька, для того чтобы иметь возможность обратиться за правосудием уже в ЕСПЧ", – полагает юрист.  

Он считает, что иски к Роскомнадзору подавать, безусловно, нужно, и оценивает перспективы в ЕСПЧ как "хорошие". А в качестве ответчика, помимо надзорного органа, нужно привлекать Генеральную прокуратуру – в случаях, когда блокировка осуществляется на основании ее решения. "Но это процесс не быстрый, и всем пострадавшим, несомненно, придется искать технические способы защиты от российских властей", – заключил Гайнутдинов.