Причиной для обыска стало расследование уголовного дела, одним из фигурантов которого стал сын адвоката. Летом прошлого года Тверской районный суд Москвы удовлетворил ходатайство следователя об обыске в квартире, где прописан подозреваемый, и в доме, где он проживал. Однако суд не учел, что оба помещения принадлежат адвокату АП Москвы Игорю Вагину – хотя следователь и упомянул об этом в ходатайстве.
В итоге обыски состоялись 15 мая, на них присутствовали уполномоченные представители адвокатской палаты. Впрочем, сам обыск прошел с нарушениями – были изъяты документы и вещи, принадлежащие адвокату.
Апелляция не нашла нарушений в решении суда первой инстанции. Но адвокатам Юрию Никитину и Дмитрию Свиридову удалось добиться отмены решения в президиуме Мосгорсуда. Как отмечает "АГ", суд "полностью поддержал" изложенные в кассационной жалобе доводы юристов и согласился с тем, что первая инстанция не исследовала вопрос о том, используются ли жилые помещения, подлежащие обыску, адвокатом для осуществления адвокатской деятельности, а апелляционная инстанция данные нарушения не устранила.
В то же время президиум МГС, вопреки просьбе заявителей, не стал прекращать производство по делу, а направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заместитель председателя Комиссии Совета АП Москвы по защите прав адвокатов Александр Пиховкин участвовал в проведении обыска в доме и квартире Вагина. Он позитивно оценил решение кассации, но выразил свое сожаление тому, что МГС и его президиум "крайне редко" принимают новое решение, признав нарушение ст. 450.1, регламентирующей обыск у адвокатов. Они предпочитают направлять дело на новое рассмотрение, а первая инстанция "норовит повторить все те судебные ошибки, на необходимость устранения которых указал вышестоящий суд".