Геннадий Пахалков сдавал в аренду нежилые помещения, при этом у него не было статуса индивидуального предпринимателя. Налоговая служба пришла к выводу, что мужчина фактически осуществлял предпринимательскую деятельность, полученные доходы от которой подлежат налогообложению в установленном законом порядке, и доначислила ему НДС и НДФЛ.
Пахалков попытался оспорить решение налоговой в судах общей юрисдикции, но получил отказ. Поэтому в октябре 2016 года он представил в инспекцию уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса, подтверждающие, что его выручка без учета налога не превышает в совокупности 2 млн руб.
А в ноябре Пахалков был зарегистрирован в качестве ИП. Через неделю после этого налоговая служба уведомила заявителя об отказе в освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика. Основанием для отказа послужило отсутствие у заявителя статуса индивидуального предпринимателя на момент подачи соответствующего уведомления. Кроме того, уведомление об освобождении поступило к налоговикам уже после окончания налоговой проверки, обжалования в вышестоящий налоговый орган и судебного разбирательства. Также Пахалков предоставил неполный перечень подтверждающих документов.
Три судебных инстанции признали правоту налоговиков (дело № А70-907/2017). Пахалков пожаловался в Верховный суд – по его мнению, он выполнил все условия для реализации права, предусмотренного ст. 145 НК: соответствие размера выручки предельному уровню, а также порядок реализации права на освобождение от обязанностей налогоплательщика.
Кроме того, он сослался на невозможность предоставления первичных документов по объективным причинам, поскольку при сдаче нежилых помещений в аренду в качестве физического лица необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета отсутствовала. Экономколлегия прислушалась к этим доводам и удовлетворила жалобу Пахалкова.