Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) выпустил рекомендации по совершенствованию законодательства о противодействии экстремизму и практики его применения. "Признавая реальность современных угроз экстремистского характера, следует отметить, что во многих из указанных уголовных дел имело место избыточно широкое, а иногда и ошибочное толкование норм права. В свою очередь, чем более широкое толкование дается понятию «экстремизм», тем большее число людей оказывается экстремистами", - мотивируют рекомендации в СПЧ.
- Сузить в ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" определение экстремистской деятельности
"В качестве обязательного квалифицирующего признака экстремистской деятельности следует использовать признак насилия (применение насилия, угроза его применения, призывы к насилию или иная явная поддержка насилия). В таком случае будет исключена возможность уголовного наказания за высказывания, не представляющие реальной угрозы "
- Декриминализировать ч. 1 ст. 282 УК (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды...)
"Совет полагает целесообразным декриминализировать только неотягощенный состав, предусмотренный частью 1 указанной статьи, дополнив КоАП соответствующим административным правонарушением"
- Декриминализировать ч. 1 ст. 148 УК (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих)
"Дополнить КоАП РФ квалифицированным составом оскорбления (ст. 5.61 КоАП РФ) либо дополнив часть 2 ст. 5.26 КоАП РФ словами «а также иные публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств или атеистических воззрений граждан»"
- Установить срок давности за публикации в Интернете
"Речь о публичных высказываниях, правило исчисления срока давности с момента соответствующей публикации в сети Интернет или с момента последних активных действий обвиняемого по привлечению внимания к такой публикации («саморепост», «закрепление записи» и т.п.)."
- Изменить формулировку ч. 1 ст. 20.3 КоАП (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики..)
Дополнить формулировку «пропаганда либо публичное демонстрирование» словами «в целях пропаганды», чтобы цель пропаганды стала обязательным элементом деяния (такой законопроект уже внесен)
- Передать ст.ст. 280 и 280.1 УК в подследственность Следственного комитета
Сейчас их ведет ФСБ
- Изменить экстерриториальный принцип подачи заявлений о запрете материалов, полностью централизовав процесс работы с такими заявлениями в Генеральной прокуратуре
Исключить рассмотрение дел без вызова ответчика. Упразднить список экстремистских материалов
- Исключить возможность признания организаций экстремистскими в закрытых судебных заседаниях
Внести изменения в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
- Разделять террористов и обвиненных за высказывания в интернете
"В настоящее время лица, финансирующие терроризм, и обвиняемые по делам о высказываниях в сети Интернет, претерпевают одинаково неблагоприятные финансовые ограничения, что противоречит принципу дифференциации правовой ответственности"
- Отказаться от общего учета преступлений экстремистской направленности
"Такая мера позволит не допустить наращивания общих показателей за счет преследования малозначительных правонарушений в сети Интернет"
- Рекомендовать Верховному суду издать разъяснения по вопросу о возможности применения норм ч. 2 ст. 14 УК РФ о малозначительности уголовного деяния к уголовным делам о публичных высказываниях
"СПЧ предполагает, что судам следует учитывать реальный масштаб аудитории высказывания, ее качественный состав, а также степень авторитетности обвиняемого для его аудитории. Многие высказывания в сети Интернет этически неприемлемы, однако в силу фактического отсутствия аудитории являются малозначительными и реальной общественной опасности не представляют"
- Снизить число необоснованных судебных экспертиз гуманитарного характера
"Вызывает обеспокоенность практика повсеместного использования судебных экспертиз гуманитарного характера (лингвистических, психологических, политологических, социологических и т.п.) в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел об экстремистских высказываниях. Нарекания к этой практике многообразны и существенны"
Полный текст рекомендации СПЧ по совершенствованию законодательства о противодействии экстремизму и практики его применения