25 января МКК «Мигфин-Югра» и МКК «Кронос» 25 января исключены из госреестра микрофинансовых организаций (МФО). Причинами этому стали непредставление сведений о займах в БКИ, невключение в договоры условий о возможности запрета уступки кредитором прав требований по договору третьим лицам, а также начисление процентов на просроченную часть долга, после того как они достигли двукратного размера кредита. Нарушения в работе этих МФО выявили в рамках нового поведенческого надзора, который ЦБ выделил как самостоятельное направление только в прошлом году. Этот вид надзора полностью контролирует качество взаимодействия кредитной организации с потребителем.
Регулятор объяснил, что впервые нарушения во взаимоотношениях МФО с потребителями стали причиной вывода из реестра. ЦБ также пояснил, что с момента внедрения поведенческого надзора «политика ЦБ была построена в большей степени на консультативном надзоре». Но «неоднократность нарушений законодательства, затрагивающих права потребителей, а также формальный подход к исполнению требований и рекомендаций ЦБ, применение недобросовестных практик» могут повлечь за собой кардинальные меры, в том числе и исключение из госреестра МФО.
В СРО «Единство», членами которой являлись исключенные из реестра МФО, рассказали «Коммерсанту», что компании проверяли в рамках базового стандарта по защите прав потребителей. В результате ЦБ применил в отношении двух этих МФО меры дисциплинарной ответственности. «Неоднократность нарушений данных МКК указывает на то, что у компаний была возможность исправить несоответствия», – добавили в СРО «Единство». В МКК «Мигфин-Югра» и МКК «Кронос» не ответили на запрос «Коммерсанта».
Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов рассказывает, что исключение МФО из реестра в рамках поведенческого контроля – новый этап зачистки рынка, но, по его мнению, этого может быть не достаточно. «По большей части проверить нарушения, допущенные при взаимодействии с потребителем, можно, если клиент обратится с жалобой. Но зачастую заёмщики МФО плохо осведомлены о своих правах, а участникам рынка такие нарушения обеспечивают дополнительный и незаконный заработок», – говорит Антонов. Он считает, что было бы логичнее обязать МФО возвращать заёмщикам все деньги, полученные за счёт нарушения их прав. «Перечисление конкретных нарушений, выявленных в рамках поведенческого надзора, и исключение за них регулируемых игроков из реестра – это значительный шаг, – добавляет председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. – Но необходимо также публично указывать на кратность конкретных нарушений и значение жалоб для раскрытия проблем поведения игроков рынка». Он считает, что если механизм возврата потерянных денег клиентам не заработает, то «даже исключение из реестра – это всего лишь порицание без наказания».