Независимая экспертиза поможет подтвердить так называемым забалансовым вкладчикам свои права на возмещение вложенных средств, если их банк лишили лицензии. Это предусматривает новый законопроект, внесенный в Госдуму 28 марта.
Речь о тех, кто не вошел в реестр вкладчиков, поскольку их деньги проводились через «черную бухгалтерию», или по другим причинам. Сейчас их интересы оказываются неучтенными, а Агентство по страхованию вкладов (АСВ) не включает их в число лиц, которым полагаются страховые выплаты.
Законопроектом предлагается установить дополнительные гарантии для вкладчиков, тем самым защитив их от последствий махинаций в недобросовестных кредитных организациях.
Согласно инициативе, в случае несогласия вкладчика с размером страховой выплаты либо при отказе ему в таком возмещении он имеет право на независимую экспертизу достоверности документов, подтверждающих обоснованность его требований. Экспертизу проводят на основании соглашения между вкладчиком и Агентством по страхованию вкладов (АСВ).
При этом вкладчик должен зарезервировать стоимость проведения экспертизы. Если обоснованность его требований подтвердится, зарезервированные деньги возвращаются вкладчику, а расходы оплачивает АСВ. В противном случае средства уйдут на оплату процедуры.
Решение экспертизы о достоверности документов станет основанием для включения требований вкладчика в реестр обязательств банка и последующего возмещения.
«Таким образом, десятки тысяч добросовестных граждан нашей страны, пострадавших не по своей вине, лишившихся зачастую последних средств к существованию, будут иметь дополнительные гарантии защиты своих прав и могут быть уверены, что государство защитит их интересы и сбережения», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы инициативы предлагают принять поправки задним числом (с 1 июня 2018 года) и распространить на обязательства, возникшие до его вступления в силу. Соответствующие изменения хотят внести в закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (№ 177-ФЗ).
Эксперты, опрошенные «Право.ру» сошлись во мнениях о необходимости дополнительного законодательного регулирования в сфере защиты интересов вкладчиков. Но отмечают, что вместе с механизмом спасения «забалансовых» вкладчиков нужен и механизм контроля для банков, чтобы такие ситуации предотвратить.
«На сегодняшний день существует только судебный механизм защиты, где как раз проводятся исследования подлинности бланков, печатей и подписей, т.е. реальности правоотношений вкладчика с банком. Но процедуры длительные и дорогостоящие. Законопроект важен, в отличие от дольщиков, которые фактически являются инвесторами, и несут риск провала проекта, вкладчикам должны быть обеспечены повышенные гарантии», считает Айнур Ялилов, партнер Шаймарданов и партнеры. При этом он отмечает, что бывают и случаи, когда граждане осознанно вносят вклады в банки, находящиеся на грани отзыва лицензии, в целях получения гарантированных выплат. «Возможно, экспертиза сможет помочь и здесь, отделив зерна от плевел», - заключает юрист.
С ним соглашается Денис Фролов, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS . Ситуация, когда у вкладчика есть документы, подтверждающие внесение денег в качестве вклада, но эти средства не были проведены через бухгалтерию банка, чаще всего говорит о договоренности между сторонами, считает эксперт. Он также подчеркивает, что подобное происходит, когда перед отзывом лицензии «псевдовкладчики пытаются нарастить свои требования к банку, чтобы впоследствии получить выплату за счет АСВ». Добросовестные же вкладчики, по его мнению, могут доказать свои права в суде и не будут испытывать трудностей при наличии необходимых документов.
На текущий момент ситуация с «забалансовыми» вкладчиками сложная, но не безнадежная, уверена управляющий партнер Людмила Харитонова. Уже зафиксированы случаи, когда такие вкладчики доказали право на компенсации, предоставив в суд документы, подтверждающие размещение вкладов. Однако, отмечает эксперт, поскольку ситуация начала складываться относительно недавно, единообразной судебной практики еще нет, а значит могут возникать различные сложности. «Появление законопроекта во многом позволит эту ситуацию решить, так как определит единый механизм разрешения таких споров и методов доказывания», - считает Харитонова.