Поправки в законы «О банках и банковской деятельности» (№ 395-1) и «О несостоятельности (банкротстве)» (№ 127-ФЗ) разработаны правительством с целью усовершенствования механизма ликвидационного неттинга (взаимозачета обязательств между сторонами сделки). Изначально его закрепили в законодательстве в 2011 году. Но по результатам правоприменительной практики возникла необходимость уточнения ряда норм, отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке к документу.
Так, вносимые изменения устраняют неоднозначное толкование допустимости ликвидационного неттинга в рамках процедур банкротства. Кроме того, обеспечивается единообразное регулирование этого механизма в нормативно-правовых актах.
Также поправки направлены на защиту ликвидационного неттинга при оспаривании действительности одного или нескольких финансовых договоров, заключенных в рамках генерального соглашения. При этом закрепляется возможность использовать механизм ликвидационного неттинга в отношении нескольких обязательств, вытекающих из различных генеральных соглашений, и исключается возможность его необоснованного оспаривания.
За принятие законопроекта сегодня проголосовало подавляющее большинство депутатов, лишь один выступил против. Как отметил член комитета Госдумы по финансовому рынку Алексей Лященко, содокладчик по проекту, принятие инициативы снимет юридические риски и повысит привлекательность российского финансового рынка.
Возможности ликвидационного неттинга позволяют завершить расчеты по сделкам при банкротстве, минуя традиционную очередь кредиторов. То есть при банкротстве компании заинтересованная сторона, заключившая с ней соответствующее («генеральное») соглашение, может вернуть свои деньги в первоочередном порядке. Это дает профучастникам финансового рынка и инвесторам дополнительную защиту. Применять инструменты ликвидационного неттинга в России стало возможно после вступления в силу закона о клиринге в 2012 году (№ 7-ФЗ).
Неттинг сам по себе является удобным инструментом взаиморасчетов в бизнесе, отмечает Владимир Шалаев, юрист компании BMS Law Firm. «Ликвидационный неттинг используется при неисполнении обязательств, в том числе и при банкротстве организаций. А необходимость уточнения норм, которые регулируют применение этого механизма, действительно есть. В частности, это связано со случаями необоснованного оспаривания ликвидационного неттинга», – поясняет эксперт. Он отмечает, что закрепление возможности использовать этот механизм в отношении нескольких нетто-обязательств, выявленных из различных генеральных соглашений, а также унифицированное регулирование неттинга положительно скажется на практике, так как сейчас неоднородность норм создает сложности для применения этого инструмента.
На самом деле вопрос зрел давно, поскольку на сегодняшний день нет защиты таких институтов в рамках дела о несостоятельности и в целом остается непонятной судьба ликвидационного неттинга в банкротстве, нет и нормальной внятной практики. Исходя из существующего законодательства, ликвидационный неттинг может попасть под оспаривание как сделка с предпочтением, а это создает существенные риски как для участников финансового рынка, так и для самого рынка. Именно для финансового рынка (с его динамикой и объемом совершения сделок) нужны четкие и недвусмысленные правила игры и серьезные гарантии.
«Законопроект ожидался, а особенно актуальным и необходимым он стал в связи с увеличением количества банкротных процедур в отношении банков и иных участников финансового рынка», – делится Олег Бычков, партнер . Он прокомментировал «Право.ru» положения законопроекта: «Теперь ликвидационный неттинг будет отдельно урегулирован в рамках процедур оспаривания сделок при банкротстве и получит дополнительную защиту при соблюдении ряда условий (отсутствие злоупотреблений, замены лиц, совершения сделок в преддверии банкротства и т. д.), а также будет введено исключение из правил о запрете зачёта в рамках конкурсного производства. Кроме того, в рамках процедуры банкротства прямо предусматривается возможность использования механизма ликвидационного неттинга в отношении нескольких обязательств из различных генеральных соглашений, правил организованных торгов или правил клиринга». Эксперт также подчеркивает, что принятие подобного законопроекта давно назрело и позволит снизить риски для участников рынка.