«Ведомости» пишут, что директор департамента инвестиционной политики министерства Милена Арсланова рассказала, что ведомство обсудит с Минфином и ФНС послабления для бизнеса, который перерос показатели в 150 млн руб. и 100 рабочих. Предлагается освободить компании от ретроспективного НДС и начислять налог с начала нового года или нового квартала, говорит Арсланова. Департамент уже обсудил этот вопрос с бизнесом и экспертами, добавила Арсланова.
Сейчас, если выручка компании становится больше 150 млн руб. или число сотрудников превышает 100 человек, бизнес больше не может пользоваться специальным упрощённым режимом выплаты налогов. По нему доходы компании облагаются налогом по ставке 6%, а НДС не платится. Но при переходе на обычный режим НДС нужно заплатить за прошлый период – с начала квартала, когда лимиты режима были превышены.
Из-за этой системы нагрузка на компанию резко растёт – это одна из причин дробления бизнеса, добавляет Арсланова. У каждого второго среднего бизнеса есть своя компания на «упрощёнке», говорит владелец компании, которая перешла с УСН на обычный режим. Президент ТПП Сергей Катырин добавляет, что про такую оптимизацию слышно всё чаще. ФНС ведёт масштабную борьбу с дроблением бизнеса: служба дошла до Верховного суда и приходила с ФСБ в такие компании.
Президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов говорит, что режим УСН должен был частично освободить бизнес от основной налоговой нагрузки – налога на прибыль, НДС и налога на имущество, но последняя льгота была отменена три года назад, а ставка налога на имущество ещё и постоянно растёт. «Но лишиться и оставшихся преимуществ очень болезненно, проблема действительно существует», – говорит он. Возможна ситуация, когда компания не заметила превышения лимитов, а кроме резкого роста налогов появляется, например, проверка, добавляет владелец сети кофеен Алексей Петропольский. Требования же к бизнесу, к его подрядчикам гораздо жёстче. На УСН компании вообще не следят за своими контрагентами, и, как правило, налоговики кроме налогов начисляют штрафы и пени. Все это приводит к банкротству или закрытию бизнеса, говорит он.
Перейти на общий режим в добровольном порядке можно только с начала календарного года, указывает старший юрист Евгения Миронова. Идею нужно поддержать – налогоплательщик должен чётко понимать, платит ли он НДС, обязан ли выставлять контрагентам счета-фактуры, говорит она.