Крупный ретейл может отказаться от участия в системе быстрых платежей (СБП), которая позволит расплачиваться в магазинах с помощью QR-кодов. Бизнесу не понравились названные ЦБ тарифы в 0,2–0,7% от суммы оплаченных через СБП покупок и услуг. Информация об этом содержится в письме ассоциаций компаний розничной (АКОРТ) и интернет-торговли (АКИТ) председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной, передают «Ведомости».
По мнению ретейлеров, СБП должна усилить конкуренцию на платёжном рынке и сделать приём безналичных дешевле.
Сейчас за приём карт, по данным АКОРТ, торговые точки платят банкам 1–3% от суммы операций. Когда бизнес пожаловался на дороговизну, ЦБ предложил более дешёвую СБП. Сейчас система позволяет людям переводить друг другу деньги по номеру телефона. Вторым этапом СБП станет возможность оплаты товаров и услуг. Расплатиться можно будет, отсканировав QR-код торговой точки через мобильное приложение банка, нужная сумма перейдёт на счёт магазина.
АКИТ и АКОРТ начали тестирование СБП с банками. Такое «позитивное движение» было связано с тем, что изначально ЦБ называл тариф в 0,3–0,4%, говорится в письме. Ранее ретейл был главным союзником ЦБ в продвижении расчётов через СБП.
Но банкиры «дискредитировали цели и задачи СБП» заявлениями о необходимости повышения тарифов до 1–1,5%, полагают торговцы. Под их «давлением» ЦБ назвал коридор тарифов от 0,2 до 0,7%. Это ставит участие розничных компаний в проекте СБП под вопрос, отмечают АКИТ и АКОРТ. По мнению ретейлеров, в таком коридоре банки будут предлагать максимальный тариф, а продовольственным сетям тариф в 0,7% «неинтересен».
Переговоры по эквайрингу и СБП в рамках саморегулирования не привели к результату, который устроил бы и бизнес, и банки. Представитель АКОРТ отметил: сети готовы вкладываться в продвижение СБП, но при тарифе выше 0,4% это «малоосуществимо», ставки должны быть на уровне «0,3–0,4% и никак не более». А иначе «систему никто использовать не станет и она умрёт, не успев родиться».