Вопрос конфликта интересов обсуждается в ходе отбора на должности судей постоянно: кандидатов предупреждают о недопустимости рассмотрения дел с участием родственников и свойственников, брать самоотвод или предупреждать стороны в процессе в случае, если в деле фигурируют организации, в которых они работают. Также возникает вопрос о рассмотрении дел с участием банков, в которых судьи и члены их семьи берут кредит. Однако не всегда понятно, как определить, каких родственников нужно учитывать, а кто находится в слишком дальнем родстве по отношению к судье, чтобы это имело значение для дела.
Судья Заволжского районного суда Твери Ольга Вуймина обжаловала в ВККС предупреждение, вынесенное ей в ККС региона за то, что она рассматривала дела с участием администрации Твери, где работала ее свойственница, не извещая об этом стороны и не заявляя самоотвод. Свойственницей назвали жену брата мужа судьи, с семьёй которого, как рассказала Вуймина, они фактически не общались. Хотя родство было очень дальним, Вуймина обращалась в Совет судей, чтобы выяснить вопрос о наличии конфликта интересов. И председатель суда, и Совет судей знали о ситуации еще в 2015 году. В Совете судей на вопрос Вуйминой отвечали отрицательно, так что конфликта интересов там не видели. Но это не помешало позже использовать это основание для вынесения частного определения, а затем и предупреждения.
Вуймина не согласилась со взысканием: «Закон не возлагает на судью ответственность знать, где работает сестра брата ее мужа. Такая обязанность есть только в отношении членов семьи». Она отметила, что претензии к ней начались после предложения со стороны руководства уйти в отставку и её последующего отказа. Почему изменилось отношение к судье, которая без нареканий более 20 лет проработала в одном суде, она сама объяснить не смогла: «Есть только домыслы, которые не хотелось бы озвучивать». Но претензию, касающуюся якобы имеющегося конфликта интересов, она сочла несправедливой. К такому же выводу пришли и в ВККС.
«Земляк, сосед по даче, однополчанин – до какой степени судья должен предупреждать о своих связях?» – задавались вопросом члены ВККС.
«Супруга брата мужа... То, что Вы с большим трудом назвали эту женщину – ее родственную связь – говорит о том, что Вам это не очень понятно. А вопрос заинтересованности Вы изучали?» – обратились в ВККС к представителю квалифколлегии региона.
В итоге решение региональной ККС о предупреждении было отменено.