Речь идёт о деле, фигурантами по которому проходят заместитель генерального директора по правовым и имущественным вопросам «Аэрофлота» Владимир Александров, бывший директор юридического департамента этой же авиакомпании Татьяна Давыдова, а также адвокаты КАМО «Ваш адвокатский партнёр» Александр Сливко и Дина Кибец.
По версии СКР, в 2015–2016 годах Александров с целью хищения денег «Аэрофлота» заключил с защитниками четыре договора на оказание юридических услуг. Фактически работу по этим контрактам якобы выполняли сотрудники юридического департамента авиакомпании. Следствие считает, что Александров и Давыдова «необоснованно» перечислили на счета коллегии адвокатов не менее 250 млн руб. на основании подготовленных Сливко и Кибец документов, в которых была «недостоверная» информация об объёме выполненных работ. Полученными деньгами участники организованной группы распорядились по своему усмотрению. 2 октября Басманный районный суд Москвы арестовал обвиняемых на срок до 30 ноября, сообщал РБК.
По мнению адвоката Сергея Смирнова, его подзащитная Кибец «осуществляла нормальную юридическую деятельность в рамках договорных отношений с авиакомпанией, в том числе представительство в арбитражных судах».
«Мы оцениваем ситуацию как крайне тревожную, поскольку она свидетельствует о продолжающемся уголовном преследовании адвокатов за получение ими «необоснованно высокого», по мнению обвинения, гонорара за оказанную юридическую помощь», – прокомментировал задержание Кибец председатель комиссии совета АП Москвы по защите прав адвокатов Роберт Зиновьев (эта и следующие цитаты – сайт ФПА).
По словам вице-президента ФПА, первого вице-президента АП Московской области Михаила Толчеева, «мы считаем недопустимым привлечение адвоката к ответственности за его профессиональную деятельность».
«И тем более недопустимо брать адвоката под стражу на период разбирательства только под тем предлогом, что он не предприниматель», – добавил Толчеев.
Зампредседателя комиссии совета ФПА по защите прав адвокатов, вице-президент АП Москвы Вадим Клювгант считает, что арест Кибец и Сливко по обвинению в экономическом преступлении в связи с осуществлением профессиональной деятельности, «к сожалению, уже не удивляет, но вызывает самый решительный протест. Никаких законных и разумных оснований для проявления такой «демонстративной свирепости» не было, если даже прокурор считал достаточным домашний арест».
«Хотелось бы выразить тревогу и в связи с «абсолютно черепашьей скоростью продвижения» в Госдуме законопроекта, легализующего гонорар успеха. Ещё более прискорбно, что эта скорость обусловлена причинами и доводами, не сопоставимыми по важности и срочности с вопросом о гонораре успеха, а во многом и попросту надуманными <…>. На фоне нарастающих репрессий в отношении адвокатов и посягательств на их гонорар такое положение выглядит особенно недопустимым, о чём необходимо всерьёз задуматься инициаторам и энтузиастам «отвлекающих дискуссий», – сказал Клювгант.
По словам вице-президента ФПА Геннадия Шарова, если подозрения защиты подтвердятся и размер гонорара действительно окажется основной причиной преследования адвокатов, то это «очень плохой симптом, который станет очередным свидетельством искажённой оценки адвокатского труда. А это недопустимо». По его мнению, для более детального анализа ситуации информации пока недостаточно.
«Привлечение членов адвокатской корпорации к уголовной ответственности всегда вызывает оправданную тревогу, насколько действия в отношении адвокатов обоснованы и не связаны ли они на самом деле с осуществлением адвокатской деятельности. За этим мы будем строго следить», – заявил Шаров.