ПРАВО.ru
Практика
10 октября 2019, 19:18

Юристы назвали основные проблемы цифровых прав

По словам соуправляющего партнёра юрфирмы Lurye, Chumakov & Partners Андрея Чумакова, цифровых прав как таковых в стране ещё нет. Такое заявление эксперт сделал во время VIII Юридического форума для практиков в Кремле.

Во время своего выступления ситуацию с цифровыми правами Чумаков охарактеризовал как «шаг вперёд, два шага назад». Сегодня по этой теме есть нормы, которые начнут работать «в лучшем случае» в следующем году. А те положения, которые есть сейчас, носят скорее декларативный характер, считает юрист.

По мнению эксперта, более важные изменения произошли в электронных сделках. Он напомнил, что ст. 160 ГК дополнили положением о том, что письменная форма сделки считается соблюдённой, если сделка совершена с помощью электронных или иных технических средств. Чумаков также обратил внимание на то, что обмен всевозможными электронными сканами документов стал «более менее» легализован.

Президент Владимир Путин утвердил поправки в Гражданский кодекс о цифровых правах и смарт-контрактах в марте 2019 года. «Цифровое право» – это совокупность электронных данных, которые удостоверяют права на такие объекты гражданских прав, как вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг и исключительные права . 

Закон также внёс изменения в сферу использования «самоисполняемых» сделок – смарт-контрактов. Это не самостоятельные сделки, а лишь условие об автоматическом исполнении любого гражданско-правового договора, будь то купля-продажа или подряд. Примером смарт-контракта можно назвать ситуацию, когда клиент поручает банку списание коммунальной платы в режиме «автоплатежа», пояснял председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Чтобы такие смарт-контракты работали, в Гражданский кодекс внесли правило о том, что сделка может предусматривать исполнение её сторонами обязательств при наступлении определённых обстоятельств путём применения информационных технологий. То есть исполнение произведёт сама информационная система. По словам Чумакова, основная дискуссия по поводу смарт-контрактов развернулась относительно того, какое значение это имеет. Законодатель хотел показать, что он следит за тенденциями, считает юрист.