ПРАВО.ru
Инхаус
Олег Фролов, заместитель начальника Правового управления АК «АЛРОСА»
18 апреля 2024, 9:36

Еврооблигации. Часть 3: контрсанкции

Еврооблигации. Часть 3: контрсанкции
В завершающей статье из цикла о еврооблигациях Олег Фролов, заместитель начальника Правового управления АК «АЛРОСА»*, рассказывает об ответе российских регуляторов на санкционное давление. Еще эксперт подробно разбирает риски, которые возникают у эмитентов на стыке российского и иностранного регулирования.

Платежи держателям из недружественных стран

Разделение нерезидентов на «дружественных» и «недружественных» плюс введение ограничений на погашение отдельных видов задолженности перед «недружественными» нерезидентами — одни из первых российских контрсанкционных мер, которые ввел в 2022 году указом № 95 президент. В частности, были введены запрет на погашение задолженности российских должников по еврооблигациям перед «недружественными» нерезидентами в валюте и требование о погашении такой задолженности только на счета типа «С» в рублях. 

Счета типа «С» — это специальные банковские счета с особым режимом, например возможность списать с них деньги существенно ограничена (уплата российских налогов, оплата отдельных видов ценных бумаг и другое). Счета, деньги на которых заблокированы, видимо, создаются для будущего обмена заблокированными активами с «недружественными» нерезидентами. 

Еврооблигации. Часть 1: схема выпуска

При этом указ устанавливает, что после перечисления средств в рублях на счета типа «С» обязательства российского должника признаются исполненными надлежащим образом, но только с точки зрения юрисдикции РФ. Эта формулировка призвана обезопасить эмитентов от кросс-дефолта в России, то есть предъявления требований о досрочном погашении долгов другими кредиторами из-за дефолта по еврооблигациям.

В результате нового регулирования возникло противоречие между российским правом и эмиссионной документацией еврооблигаций, подчиненной английскому праву, согласно которой платежи по еврооблигациям допускаются только в свободной от каких-либо ограничений валюте на валютный счет иностранного банка. Поэтому возник риск, что «недружественные» нерезиденты не признают платежи по еврооблигациям в рублях на счета типа «С» надлежащим исполнением обязательств и попытаются взыскать долг (как правило, в Лондонском международном третейском суде). Если такое взыскание будет успешным, особенно когда у эмитента есть активы в недружественных странах, то эмитент окажется в ситуации двойной уплаты. Вернуть деньги со счета типа «С» при текущем регулировании крайне сложно.

Платежи российским держателям

Через несколько месяцев после издания указа № 95 стало ясно, что российские держатели еврооблигаций не получают выплаты из-за подпадания под санкции Национального расчетного депозитария (НРД), который должен платить им. При этом правовое основание обратиться с иском к должнику из РФ по еврооблигациям в российский суд у держателей отсутствует, а суды в Лондоне выглядят бесперспективными.

Поэтому летом 2022 года Владимир Путин принял указ № 430, согласно которому должники из РФ по еврооблигациям обязаны платить российским держателям, чьи права учтены в российских депозитариях, в рублях через НРД. Согласно новой схеме, НРД идентифицирует российских держателей, сообщает российскому должнику сумму платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, а после получения этой суммы доводит выплаты до российских держателей по каскаду (через цепочку номинальных держателей, брокеров и подобное).

Еврооблигации. Часть 2: влияние санкций

Такая схема платежа вступает в коллизию с положениями эмиссионной документации еврооблигаций. Правда, риск «задвоения» платежа близок к нулю, так как держатели фактически получают выплаты свободно конвертируемыми средствами и повторное взыскание привело бы к неосновательному обогащению.

В мае 2023 года указ № 430 изменили: российские эмитенты еврооблигаций обязаны выпустить «замещающие» рублевые облигации, чтобы обменять их на еврооблигации. Условия «замещающих» облигаций должны быть равноценны условиям замещаемых еврооблигаций. В результате российские держатели могут получить рублевый финансовый инструмент, который находится в свободном обороте и лишен существенного влияния санкций недружественных стран. При этом в некоторых случаях эмитента могут освободить от такой обязанности на основании разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Российские держатели в иностранной инфраструктуре

Рассмотренные меры по защите российских держателей еврооблигаций касаются лишь тех, права на еврооблигации которых учтены российскими депозитариями. Россияне, которые приобретали и учитывали еврооблигации за рубежом (например, в Швейцарии, на Кипре), оказались в уязвимом положении. Указ № 430 не обязывает российских должников платить тем держателям. В итоге они, наряду с «недружественными» нерезидентами, долгое время не получали выплат от некоторых эмитентов.

Первой мерой, нацеленной на организацию выплат в адрес российских держателей в иностранной инфраструктуре, стало введение специальных счетов типа «Д». Их предусмотрели еще в августе 2022 года указом президента № 529. Этот вид банковских счетов создали специально для добровольных выплат по еврооблигациям (по одностороннему решению должника). 

Счета типа «Д» позволяют списывать с них средства (на них нет фактического блокирования, как на счетах типа «С»), но их можно открывать на имя держателей еврооблигаций только на основании разрешений, выдаваемых Центробанком или правкомиссией. Кроме того, списание денег со счетов типа «Д» возможно только после того, как должник по еврооблигациям письменно подтвердит банку, открывшему счет типа «Д», что держатель действительно имеет право на выплату. Это означает, что российский должник должен самостоятельно удостоверить права держателя на еврооблигации, выполнив функцию депозитария. 

Поскольку прекращены отношения между НРД и иностранными депозитариями, между большинством иностранных депозитариев и любыми российскими лицами, это означает на практике, что должник при верификации подтверждающих документов на владение ценной бумагой должен реализовать несвойственную ему функцию и, таким образом, принять на себя существенные риски. Проверить права держателя со 100% уверенностью затруднительно. Должнику, по сути, приходится анализировать неапостилированные копии, нотариальные осмотры скриншотов из личного кабинета и иные подобные документы, которые в нынешней ситуации могут предоставить держатели. Потому, опасаясь мошенничества и ошибок, многие эмитенты отказались от использования счетов типа «Д».

Увидев неэффективность счетов типа «Д», регулятор сделал следующий шаг, направленный на защиту держателей еврооблигаций в российской инфраструктуре. Речь идет о принятии в марте 2024 года указа президента № 198. Теперь держатели, не получившие выплату, могут напрямую обратиться к российскому должнику с заявлением о выплате с приложением документов, подтверждающих права на еврооблигации. Должник передает полученные документы депозитарию, который выдает заключение о правомерности выплаты. На основании заключения депозитария должник принимает решение о выплате.

Впервые у держателей еврооблигаций в иностранной инфраструктуре появилось основание для иска в российский суд. И теперь они могут требовать выплат от российского должника в случае уклонения от платежей. Тем не менее сложность доказывания прав на еврооблигации сохраняется: держателям все так же трудно получить необходимые документы в иностранных депозитариях, особенно в недружественных странах. 

Практика применения нового указа еще не сформировалась, но можно предвидеть, что основные споры развернутся вокруг того, какого комплекта документов иностранного депозитария достаточно для получения выплаты. Центробанку поручено утвердить требования к нему, но это пока не сделано.

Таким образом, эффективный в прошлом финансовый инструмент (еврооблигации) сейчас превратился в источник споров, его использование в ближайшем будущем видится малореальным. Так что задачей юристов в ближайшее время станет лишь урегулирование проблем, связанных с еврооблигациями, которые были выпущены до введения санкций.

* Текст отражает точку зрения автора и не связан ни с опытом, ни с практиками работы АК «АЛРОСА» и ее партнеров.