ОАО «Ивановская домостроительная компания» с 2014 года арендовало у управления имущественных и земельных отношений администрации Костромы 22 участка для строительства. В июле 2017 года застройщика признали банкротом (дело № А17-4841/2015), а право аренды включили в конкурсную массу. Управление настаивало, что делать этого нельзя. Оно требовало расторгнуть договоры и вернуть землю, указывая, что застройщик на момент банкротства уже два года не вносил платежи, что подтверждено судебными решениями о взыскании задолженности.
Три инстанции решили, что договор аренды расторгать нельзя, поскольку право аренды – это тоже актив. Вернуть землю – отдать приоритет в банкротстве одному из кредиторов.
В жалобе в Верховный суд управление указало, что к его требованию к застройщику не может применяться ст. 134 закона о банкротстве. Речь идёт о возврате фактического владения имуществом, указывает заявитель: это реагирование на нарушение договора аренды, право досрочного расторжения которого даёт ст. 619 ГК. Закон о банкротстве не запрещает реализацию этого права.
Экономколлегия проверила эти доводы и направила спор на пересмотр.