В делах о возвращении незаконно перемещённого в Россию ребёнка установлена исключительная территориальная подсудность, напоминает ВС. Заявление можно подать только в один из восьми судов первой инстанции, обозначенных в ч. 2 ст. 24411 ГПК. С 2016 по 2018 год суды первой инстанции вынесли решение по 71 такому делу. По 23 делам суд согласился, что ребёнка надо вернуть. По 48 делам в удовлетворении требования о возвращении ребёнка отказано, приводит статистику ВС.
Обратиться в суд в такой ситуации могут родители или другие лица, полагающие, что ответчиком нарушены их права опеки, а также прокурор. Но практика показывает, что обращения всегда подают родители ребёнка. Ответчиком в абсолютном большинстве случаев также становился другой родитель ребёнка, лишь в одном случае – его бабушка.
Чаще всего в качестве государства, в котором проживал ребёнок до перемещения в Россию, истцы указывали Испанию, Украину, Израиль, Францию и Германию.
ВС напомнил, когда суд не обязан возвращать ребёнка. Таких случаев несколько: если ребёнок адаптировался в новой среде; если изначально против перемещения ребёнка никто не возражал или ответственные за него лица не осуществляли свои права опеки; когда возвращение ребёнка создаст угрозу причинения ему психологического или физического вреда; когда ребёнок возражает против перемещения, то его мнение уже следует учитывать, или же если возвращение ребёнка противоречит основополагающим принципам защиты прав человека.
Обосновывая, почему ребёнка нельзя вернуть в страну его постоянного проживания по прошествии более года с момента переезда, ответчики нередко ссылались на адаптацию ребёнка в России, указал ВС. Доказать адаптацию должен ответчик, сказано в обзоре. Решая, успел ли ребёнок адаптироваться, суды учитывали, сколько времени прошло с момента перемещения ребёнка и начала процедуры возвращения, а также ходит ли он в школу, сад или кружки, есть ли у него друзья и родственники, на каком языке он говорит, какие у него условия проживания. Что касается выяснения мнения ребёнка, то в судах опрашивали в том числе детей, не достигших возраста 10 лет.
В ряде случаев суды по ходатайствам истцов принимали обеспечительные меры: запрещали ответчику до вступления в законную силу решения суда по делу о возвращении ребёнка изменять его место пребывания, в том числе временно ограничивали выезд ребёнка из России.