Игорь Иванов работал мировым судьёй шестого судебного участка Заельцовского судебного района Новосибирска с 2011 по 2016 год. В 2018 году у него произошёл конфликт с бывшей супругой, который и стал поводом для представления о возбуждении в отношении судьи уголовного дела по ч. 1 ст. 199 УК об угрозе убийством, которая предусматривает наказание до двух лет лишения свободы.
Как заявили следователи на заседании ВККС, 16 октября 2018 года судья Иванов на почве ревности устно высказал угрозу убийством экс-супруге Светлане Ивановой. Во время конфликта женщина позвонила своей матери и оставила телефон на громкой связи. Именно этот звонок стал главным доказательством обвинения.
Судья, адвокат и квартирный вопрос
Ни самого судьи, ни потерпевшей на заседании ВККС не было. Интересы Игоря Иванова представлял Юрий Ляпнев, который заявил, что он и его доверитель с представлением Бастрыкина «категорически не согласны». Он рассказал, что давно знаком с ситуацией в семье Ивановых и корни конфликта стоит искать в начале десятилетия, когда Светлана Иванова ещё работала преподавателем в институте. Тогда она захотела сделать карьеру адвоката. Судья Иванов поддерживал её, но у них могла возникнуть ситуация конфликта интересов. Из-за этого супруга настояла на разводе, чтобы сделать карьеру. После развода, по словам Ляпнева, она «полностью погрузилась в работу», семейная жизнь разладилась, но Ивановы продолжили жить под одной крышей.
«С начала 2018 года у Иванова появились обоснованные подозрения о том, что экс-супруга его обманывает, она без спроса взяла денежные средства. Если брак распался, как можно брать деньги другого человека, мне непонятно», – рассказал представитель. В тот раз судья не стал обращаться с заявлением, но летом 2018 года Иванова, как рассказал Ляпнев, совершила на судью «несколько нападений провокационного характера, царапала, кусала в район шеи».
По мнению Ляпнева, целью является не просто посадить Иванова или вынудить его отдать долю в квартире. Целью является завладение квартирами обоих родителей судьи-отставника. «Четыре квартиры стекаются в руки молодой дочери, а убрав её, можно получить эти квартиры. Я считаю так», – сказал он на заседании.
Час угроз
По версии обвинения, преступление длилось с 22 до 23 часов. «У меня сомнения, что на протяжении целого часа кто-то кому-то угрожал. Для этого достаточно двух, трёх, максимум пяти минут», – заявил Ляпнев. При этом он подчеркнул: чтобы подкрепить угрозы ножом, нужно время, чтобы сходить за ножом на кухню. «При этом Иванова не говорит, что он сходил на кухню. Пистолет не висел в воздухе – нужно время, чтобы за ним сходить. Иванова не говорит, где хранился пистолет. Материализовался не только нож, но и пистолет», – говорил представитель.
Также он сослался на детализацию звонков и других действий, полученных от оператора, согласно которой в 21:57, за три минуты до начала угроз, Иванова отправила Иванову СМС-сообщение. «А зачем ей отправлять СМС своему мужу, которого она боится?» – задался вопросом представитель. Кроме того, В 22:17 сам Иванов выходил в интернет и скачал определенный объём информации. При желании следствие может выяснить, что это была за информация, уверен Ляпнев.
Кроме того, в 22:35 16 октября 2018 года доверитель попал в ДТП. Он не находился в квартире и не мог никому угрожать. «Данный факт отражается и органом ГИБДД. Факт того, что он попал в ДТП, подтверждается переговорами с его матерью, обращением по телефону 112, телефону ГИБДД», – заверил представитель.
Подробный рассказ Ляпнева об обстоятельствах произошедшего прервал Николай Тимошин, председатель ВККС. Он напомнил, в чём состоит функция квалифколлегии: «Вы перешли ту грань, где я думаю Вас остановить. Мы устанавливаем обстоятельства, которые мы должны оценить: имеется ли связь преследования с его профессиональной деятельностью, имеются ли обстоятельства, мешающие производству по делу. Эти [перечисленные Ляпневым] обстоятельства – за гранью нашего восприятия».
«Дав согласие на уголовное преследование моего доверителя, вы откроете ящик Пандоры, в который может затянуть любого из вас – не только судью, но и любого человека», – заявил в конце своего выступления Ляпнев. В коридоре, дожидаясь решения ВККС о судьбе судьи-отставника Иванова, он сравнил это уголовное дело с теми, которые заводились в 1937 году по заведомо ложным доносам и из-за которых людей расстреливали, а их квартиры переходили доносчикам.
Спустя несколько минут ВККС огласила решение по делу: коллегия решила удовлетворить представление Бастрыкина и дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении Игоря Иванова. Следом за этим должен был рассматриваться вопрос о даче согласия на уголовное дело против столичного судьи Руслана Якубаева, но по ходатайству судьи его отложили на январь 2020 года. Это не первое дело в отношении Якубаева. Первое возбудили ещё в июле (см. «Возбуждено дело против экс-судьи Кузьминского райсуда»).