Сейчас ст. 193 и 193.1 УК (уклонение от обязанностей по репатриации денег и переводы нерезидентам с подложными документами) не предусматривают применения конфискации имущества. Авторы предложили внести изменения в ст. 104.1 УК (конфискация имущества), согласно которой в настоящее время можно конфисковать только деньги, ценности и иное имущество, полученное преступным путем. По валютным статьям конфискации пока нет.
«Предлагаемые законопроектом изменения позволят расширить случаи применения института конфискации как иной меры уголовно-правового характера на преступления, которые предусмотрены ст. 193 и 193.1 УК», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Минфин, ссылаясь на данные ФТС, приводит статистику, согласно которой с 2013 года по первое полугодие 2019 года таможенные органы возбудили 1606 уголовных дел по этим двум статьям. По информации Судебного департамента при ВС, в 2018 году по ст. 193 УК было осуждено 10 предпринимателей, по ст. 193.1 УК – 23.
Авторы законодательной инициативы подчеркивают, что международные договоры, ратифицированные Россией (в частности, Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности), предусматривают конфискацию имущества по уголовным делам, а также принятие предварительных мер: замораживание или арест имущества. Второй доппротокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам разрешает использовать реституцию.
«Таким образом, законопроект позволит обеспечить формирование в национальном законодательстве РФ эффективного конфискационного режима, а также совершенствование правового регулирования в сфере международного сотрудничества по вопросам конфискации и возврата активов», – уверены в Минфине.
Партнер АБ Сергей Малюкин считает, что предложенные изменения в ст. 104.1 УК приведут к единообразному подходу в применении института конфискации имущества. С этой точкой зрения согласна и руководитель практики уголовного и административного права НЮС Амулекс Алена Зеленовская. «Изменение статьи – скорее способ адаптировать российское законодательство для применения ратифицированного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам», – отметила Зеленовская.
При этом Малюкин уверен, что эти поправки не смогут оказать какого-либо давления на бизнес. «Конфискация имущества возможна только по решению суда, а само давление оказывается в большинстве своем на досудебной стадии. Согласно официальной статистике, по ст. 193 и 193.1 УК указанные преступления практически не раскрываются. А в целом только треть уголовных дел по экономическим составам доходит до суда», – отметил партнер АБ «ЗКС».
В Минфине подчеркнули, что законопроект предусматривает отложенный срок вступления в действие ФЗ «О внесении изменения в ст. 104.1 УК РФ». Он начнет действовать через 180 дней со дня его официального опубликования, «что будет способствовать установлению возможности применения наказания, адекватного совершенному преступлению», считают авторы поправок.
Публичное обсуждение инициативы продлится до 2 апреля.