Конституционный суд разъяснил норму об увольнении чиновников за непредоставление декларации о доходах. Соответствующее постановление, принятое по жалобе экс-сотрудника мурманского подразделения Росприроднадзора Игоря Котяша, опубликовали на сайте суда 7 апреля.
Осенью 2017 года Котяша приняли на должность главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора. Однако менее чем через год, в сентябре 2018-го, его уволили «в связи с утратой доверия». Как оказалось, внутренняя служебная проверка по представлению Генпрокуратуры выявила, что при поступлении на госслужбу Котяш не предоставил сведения о своих доходах и доходах членов его семьи. Бывший чиновник обжаловал свое увольнение в суде. Однако все три инстанции его доводы отклонили, после чего Котяш обратился с жалобой в КС.
По его мнению, ст. 37 и ст. 59.2 закона о государственной гражданской службе, а также ст. 13 закона о противодействии коррупции (в том смысле, который им придает правоприменительная практика) позволяют увольнять госслужащих за то, что при поступлении на работу они не предоставили декларацию о своих доходах. «В то время как по своему буквальному смыслу оспариваемые нормы предполагают возможность увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия лишь в том случае, когда сведения о доходах не были представлены им в период государственной гражданской службы», – считает Котяш и отмечает, что непредоставление декларации при приеме на службу препятствует заключению самого контракта.
Как пояснила «Ведомостям» представитель заявителя Елена Петрова, на самом деле справку при поступлении на работу Котяш принес, но во время проверки в кадровой службе ее не нашли. «Доказать мы это никак не можем, но без такой справки его просто не взяли бы на работу, это обязательное требование при приеме», – пояснила Петрова.
Конституционный суд согласился с доводами Котяша. Судьи отметили, что оспариваемые положения позволяют увольнять госслужащих за непредставление декларации в период самой службы, а не в момент приема на нее. Ситуация, по их мнению, обнаруживает не противоправные действия гражданина, а неисполнение кадровой службой госучреждения своих обязанностей по соблюдению порядка приема на работу. Решения по делу Котяша должны быть пересмотрены, постановил КС.