Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) попросила Московскую биржу принять участие в реструктуризации многомиллионных убытков клиентов, возникших после того, как в конце апреля фьючерсы на нефть WTI ушли в минус. О письме президента НАУФОР Алексея Тимофеева председателю правления Мосбиржи Юрию Денисову сообщили «Ведомости».
Издание напомнило, что 20 апреля цена майских фьючерсов на WTI на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) упала ниже нуля и к закрытию торгов опустилась до минус $37,63 за баррель. Мосбиржа, где эти контракты также торгуются, оказалась не готова к подобному и вечером перестала принимать заявки ниже $8,84 – границы ценового коридора, который, согласно её регламенту, можно двигать на срочном рынке только в основную сессию, – до 18:45 мск. На NYMEX торги шли дальше.
На следующий день Мосбиржа не стала проводить торги с этим контрактом и провела расчёты по цене минус $37,63 (согласно её правилам, расчётная цена соответствует цене по итогам торгов в предпоследний день торгов на NYMEX). Своё решение приостановить торги биржа объяснила тем, что брокерские и её клиринговые системы не умеют работать с отрицательными ценами, их появление могло привести к проблемам для всего рынка.
Биржа также сообщила, что не будет проводить перерасчёт цены исполнения контракта, сославшись на то, что CME Group (биржевой оператор, которому принадлежит NYMEX) признала цену обоснованной. При этом она согласилась в дальнейшем двигать ценовой коридор на срочном рынке в вечернюю сессию и пообещала ввести механизм торгов по отрицательным ценам в ближайшие месяцы. Брокеры побоялись, что за время его разработки нефтяные фьючерсы снова уйдут в минус и ограничили клиентам торговлю контрактами на WTI, а некоторые – на Brent.
В НАУФОР согласились: рыночные условия, в которые пришлось действовать Мосбирже, оказались «беспрецедентными». Они требовали решений, которые бы учитывали техническую готовность проведения торгов и клиринга. Но правила работы биржи и Национального клирингового центра (НКЦ, входит в группу биржи) дают им широкие полномочия, которые должны быть направлены на минимизацию возможных убытков участников торгов и их клиентов, считают в ассоциации.
Тимофеев заметил: то, что биржа не использовала права расширить ценовой коридор 20 апреля хотя бы до $0,01, лишило клиентов возможности управлять своими позициями, а самих брокеров – возможности принудительно их закрывать. Биржа не воспользовалась ни правом изменить дату исполнения контракта, ни правом изменить текущую (последнюю) расчётную цену или порядок расчёта и перечисления вариационной маржи. Из-за этого многие клиенты понесли убытки, которых можно было избежать или уменьшить.
В связи с этим НАУФОР предложила изучить вопрос об участии биржи в реструктуризации убытков клиентов. В ассоциации считают, что это «продемонстрировало бы приоритет интересов инвесторов как для финансовой индустрии, так и для инфраструктуры российского финансового рынка».
«Мы видим ситуацию беспрецедентной, трудно прогнозируемой как для биржи и индустрии, так и для клиентов, однако нужно найти решение, которое в наибольшей степени отвечало бы интересам всех участников», – сообщил Тимофеев.
Представитель биржи подтвердил: письмо президента НАУФОР получено. Участники рынка не сомневаются, что биржа повела себя в соответствии с правилами. Действия биржи предотвратили потенциально более серьёзные убытки трейдеров, поэтому разговоры о компенсации отдельным брокерам не являются обоснованными. Перерасчёт цены экспирации невозможен, поскольку это будет означать изменение условий уже заключённых сделок и убытки для ряда участников рынка, сообщил представитель биржи.