Верховный суд вынес определение по иску недавно умершего адвоката Евгения Тарло, политолога Сергея Маркина, украинского политика Олега Царева и драматурга Елены Райской, который был подан в Тверской районный суд в феврале 2019 года.
Комментируя свой иск, Тарло указывал на то, что соцсеть ввела политическую цензуру, которая поощряет русофобию и антироссийские высказывания. «При этом запрещается любое донесение своей позиции по ситуации на Украине, запрещается любая критика действий нынешних украинских властей», – говорил Тарло в интервью «Парламентской газете».
Истцы требовали запретить немотивированную блокировку и удаление аккаунтов, предоставить пользователям возможность обжалования действий администрации соцсети, а также запретить сбор и анализ персональных данных пользователей без их согласия. Кроме того, в случае удаления публикаций, фотографий, авторских текстов или иных материалов или авторского контента истцы требовали обязать соцсеть отправлять сообщения с объяснением.
Судебная инстанция отказалась принимать иск и сослалась на то, что заявители не являются потребителями по отношению к ответчику, поэтому никаких правоотношений между сторонами по делу нет. Хотя Тарло в обоснование иска ссылался на то, что между ним и ответчиком имеются правоотношения, возникшие из пользовательского соглашения.
Кроме того, судья указал, что из четырех истцов только Тарло проживает на территории, относящейся к юрисдикции Тверского районного суда, а остальные правом на обращение в данный суд не обладают.
Мосгорсуд оставил решение районного суда без изменений и дополнительно указал на то, что иск к организации предъявляется в суд по месту ее нахождения. В данном случае ответчик – это иностранное юрлицо. Сведений о наличии у него на территории России представительства не имеется.
ВС в своем определении отметил, что спор вытекает из договора пользования соцсетью, исполнение по которому должно осуществляться по месту нахождения пользователя, то есть на территории России. «При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии между сторонами правоотношений, об отсутствии у судов РФ компетенции по разрешению данного спора, а также об отсутствии применимых правил внутригосударственной территориальной подсудности противоречат нормам процессуального права», – указали судьи ВС.
Также Верховный суд пришел к выводу, что Тверской районный суд и Мосгорсуд в нарушение норм отказались принять к рассмотрению иск Тарло. «Судебные постановления в части возвращения искового заявления Тарло Евгения Георгиевича подлежат отмене, а материалы с его исковым заявлением подлежат направлению в суд первой инстанции для разрешения вопросов, связанных с принятием этого заявления», – говорится в определении.
Евгений Тарло умер 23 июня 2020 года на 63-м году жизни.