Каждый второй самозанятый и каждый десятый наёмный работник работают без официального оформления, передают «Известия» со ссылкой на результаты исследования Российской академии народного хозяйства и государственной службы. В первом случае речь идёт о тех людях, для которых работа самозанятым – это основной источник дохода.
Исследователи говорят, что в целом серый рынок труда в стране сокращается, но в кризис обнаружилась уязвимость отдельных категорий работников. Так, с 2006 года теневых сотрудников стало почти в два раза меньше: если в 2006 году их было 45%, в 2020-м – 28%. Но эта категория работников – треть занятого населения страны. В эти данные включены и те, кто часть своего заработка получает в «конверте», хотя и заключил с работодателем трудовое соглашение. В то же время, несмотря на снижение доли серого рынка труда, количество тех, для кого неофициальная часть зарплаты основная, увеличилось с 7,3% в 2006 году до 11,2% в этом году.
Среди работающих в тени сотрудников 57% – это наёмные работники. Самозанятые составляют 41%. Работодатели, которые получают свой доход или его часть неофициально, составляют всего 2% среди опрошенных. Но если последние две категории принимали решение о формате получения дохода сами, то наёмных работников, как правило, вынуждали работать в таком режиме работодатели. Так, 58,7% опрошенных говорят, что «ушли в тень», потому что нет официальных рабочих мест с высокой заработной платой. 29,6% респондентов решили не оформляться, чтобы работать по свободному графику, а ещё столько же хотели увеличить свою зарплату с помощью ухода от налогов. В основном без оформления работают граждане в возрасте от 18 до 24 лет. В этой возрастной группе «в тени» находится каждый четвёртый.
Исследователи отмечают, что неофициальному трудоустройству способствует и то, что большинство граждан РФ в целом положительно оценивают тех, кто работает «в тени». Равно как и перспективы самим использовать такой формат работы, чтобы больше заработать. Таких 87,5% опрошенных. В течение месяца такими услугами воспользовались 42,2% респондентов, хотя в 2006 году эта цифра составляла 56%, а в 2019-м – 50%.
«Для потребителей в этой ситуации более важным фактором является невысокая стоимость услуг и более простая форма взаимодействия с поставщиками», – говорит директор Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ШППУ ИОН РАНХиГС Андрей Покида, под чьим руководством проводилось исследование.
59,9% опрошенных положительно оценивают неофициальное репетиторство или выполнение строительных, ремонтных и других работ. В прошлом году таких было 72,9%. В этом году 55,5% допускают возможность самозанятых уходить от уплаты налогов, а в прошлом таких было 57%.
Исследователи отмечают, что те, кто был трудоустроен неофициально, больше других пострадали от последствий кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Так, из тех, кто работает «в тени», 58,3% опрошенных заявили об ухудшении своего материального положения. Среди официально трудоустроенных самозанятых таких было 57%. Среди официально занятых – 36,7%. Но снизились эти показатели за счёт тех, кто работает на госпредприятиях. Среди работников частных компаний об ухудшении своего положения заявляли 47,7% респондентов.
По словам Покиды, спрос на теневые услуги в целом уменьшился во время пандемии. «Причины – общая эпидемиологическая ситуация, из-за которой они стали менее доступными, общее снижение покупательской способности граждан, а также активность государства по ограничению участия», – считает эксперт. Он добавляет, что пессимистичнее всего относительно перспектив 2021 года настроены частники.
Люди, которые работают неофициально, – это обычно сотрудники малых предприятий, преимущественно сферы услуг. Именно они пострадали больше всех во время весенних ограничений. Особенно остро отреагировали курортные и туристические города, потому что там таких предприятий больше. В этой ситуации работающим неофициально нужна была господдержка, но получить её они не смогли, потому что не платили до этого налоги.
Исследователи также спросили россиян о том, меры какого характера они предпочитают. Большинство выступают за стимулирование, а не за ограничения и штрафы. Так, 63,2% работающих «в тени» и 52,5% официально занятых считают, что уменьшить теневой рынок можно только снизив налоги, а также сократив социальное неравенство (в том числе перед законом).
32% официально занятых считают, что сократить число работающих неофициально можно с помощью предоставления им социальных гарантий и усиления социальной защищённости работников в официальной экономике. Среди неофициально занятых эта идея популярна у 26,7% респондентов. Около 25% и тех и других считают, что для решения проблемы следует упростить процедуры уплаты пошлин и налогов.
В частности, при получении штрафа своё отношение к уплате налогов готовы пересмотреть 19,1% самозанятых, 42,6% будут осмотрительнее при выборе заказчиков, а 6,4% в такой ситуации вообще готовы закрыть своё дело. Для тех же, для кого самозанятость – это дополнительный источник дохода, лишь треть готова начать регулярно платить налоги после получения штрафа. 32,9% будут работать в прежнем формате, а 12,1% – просто прекратят свою деятельность. Затрудняется описать свои действия в такой ситуации около трети опрошенных.
Исследование некриминального теневого рынка труда и рынка самозанятых подготовил Научно-исследовательский центр социально-политического мониторинга ШППУ ИОН РАНХиГС. Для этого он провёл опрос с 1 по 10 сентября, в котором участвовало 1200 совершеннолетних респондентов из 27 регионов России. Все они заняты в разных сферах экономики.