Прокуратура получит право оспаривать в судах заключенные контракты по исполнению гособоронзаказа между заказчиками и их исполнителями, а также между головными исполнителями и субподрядчиками, пишут «Ведомости» со ссылкой на разработанный Минюстом законопроект.
В пояснительной записке говорится, что принимаемых мер для контроля правильного расходования выделяемых на гособоронзаказ средств пока не совсем достаточно. Так, банки должны следить за тем, чтобы средства гособоронзаказа проходили только по специальным счетам, но они не могут прервать выполнение контрактов с фирмами-однодневками.
При этом возложенные на прокуратуру функции контроля за эффективностью выполнения заданий гособоронзаказа она выполняет успешно, говорится в документе. Так, за 2018–2019 годы по материалам проверок в оборонно-промышленном комплексе было возбуждено 939 уголовных дел, общая сумма ущерба государству по этим делам после предъявления обвинений составила 17,5 млрд руб. Но фактически возместить удалось только 4 млрд руб., а еще 1,5 млрд руб. взыскано по искам прокуроров в судах общей юрисдикции.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев считает, что цель предлагаемых новаций – усилить правовой механизм защиты государственных интересов в сфере госзакупок.
Он подчеркивает, что сегодня в ходе расследования уголовных дел, а также проводимых прокуратурой проверок нередко выявляются факты заключения сделок на заведомо невыгодных условиях. Законопроект расширяет полномочия прокуроров по защите государственных интересов в сфере госзакупок и исполнения гособоронзаказа, поэтому в случае его принятия можно прогнозировать увеличение исков к компаниям, участвующим в выполнении госзаказа, говорит Груздев.