ПРАВО.ru
Практика
16 марта 2021, 13:59

ВС посчитал срок для признания сделки мнимой

Управляющий оспорил сделку банкрота, и суды не усомнились в том, что она была мнимой. Но они указали на пропущенный срок исковой давности. В Верховном суде управляющий смог отстоять свою позицию о том, что срок для признания сделки мнимой составляет три года, а не один.

В рамках банкротного дела «Нефтебазы «Красный Яр» конкурсный управляющий оспорил договор поставки нефтепродуктов, который должник заключил с обществом «Миком» (дело № А45-7621/2015).

ВС посчитал срок давности для мнимой сделки

Суд первой инстанции счел, что к требованию управляющего подлежит применению годичный срок исковой давности. Начало течения срока исковой давности суд связал с днем проведения собрания кредиторов. Оно состоялось 13 октября 2017 года, на нем было принято решение об обязании управляющего дать заключение о наличии признаков фиктивного, преднамеренного банкротства нефтебазы. Как указал суд, управляющий выявил пороки договора поставки при подготовке этого заключения и обратился в суд 9 июля 2018 года. То есть в пределах годичного срока давности.

Апелляция и окружной суд посчитали годичный срок со дня утверждения конкурсного управляющего – 28 июля 2016 года. Таким образом, срок оказался пропущенным, и управляющему отказали в оспаривании сделки. Но тот пожаловался в Верховный суд и указал, что к требованию о признании мнимой сделки недействительной применим трехлетний срок исковой давности, который управляющий не пропустил.

Экономколлегия разобралась в деле, отменила решения нижестоящих инстанций и вернула спор на новое рассмотрение в 7-й ААС.