В пятницу, 21 мая, в Госдуму поступил законопроект «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории РФ», обязывающий владельцев крупных иностранных интернет-ресурсов открывать официальные представительства в России. Авторами документа выступили группа депутатов и сенатор Алексей Пушков.
«Законопроектом предусмотрено, что владельцы информационных ресурсов, суточная аудитория у которых составляет более 500 000 российских пользователей, для работы в РФ должны будут создать филиалы, открыть представительства или учредить российские юридические лица, которые должны в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории России», – говорится в пояснительной записке.
«После долгих обсуждений мы пришли к выводу, что условия «приземления» должны быть максимально понятными и легко исполнимыми: создать в РФ филиал, представительство или уполномоченное юрлицо; зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора; разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами и организациями. Исполнения трех этих нехитрых требований вполне достаточно для установления прямых коммуникаций между IT-ресурсом и российской стороной», – написал в своем Telegram-канале глава комитета ГД по информполитике Александр Хинштейн.
В случае отказа для нарушителей предусмотрены запреты на распространение рекламы как о самом интернет-ресурсе, так и на нем, получение денежных средств от россиян, сбор и передачу за границу персональных данных граждан. Кроме того, пользователей будут информировать о нарушении ресурсом российского законодательства.
Авторы отмечают, что сейчас существенную долю рынка информационных технологий занимают зарубежные корпорации. Так, по данным различных исследований, поисковую систему Google предпочитает около 56% россиян. Второе и третье место по популярности среди социальных сетей в России занимают Facebook (около 16% аудитории) и Twitter (около 14% аудитории). Кроме того, по данным Mediascope, видеохостинг YouTube (принадлежит Google, LLC) является третьим по популярности сайтом в России, его ежемесячная аудитория составляет более 44 млн человек.
При этом действующее законодательство не содержит прямой обязанности для таких компаний учреждать юрлицо, уполномоченное действовать от их имени, что позволяет им формально оставаться вне российской юрисдикции. Например, работающие в России ООО «Гугл» и ООО «Эпл Рус» не являются официальными представительствами материнских компаний, отметили парламентарии.
«В большинстве случаев требования российских государственных органов рассматриваются зарубежными компаниями и их представительствами как выход за пределы юрисдикции РФ. Судебные и административные споры по таким вопросам приобретают политическую окраску», – поясняют авторы.
В случае принятия закон вступит в силу со дня опубликования, а ряд положений – с 1 января 2022 года.