Конституционный суд не усмотрел нарушения Основного закона в водворении в штрафной изолятор осужденного, который находится в лечебно-исправительном учреждении (ЛИУ). Перед этим необходимо убедиться, что состояние здоровья заключенного допускает такую меру. Это следует из постановления, которое КС опубликовал 9 июня.
История вопроса
Алексей Яковлев отбывает уголовное наказание в исправительной колонии в Свердловской области. В январе 2018 года его перевели в ЛИУ, так как осужденный болен туберкулезом. Там у него при обыске обнаружили мобильный телефон, владеть которыми заключенным запрещено. За это Яковлеву назначили дисциплинарное взыскание – водворение в штрафной изолятор на две недели, а также признали его злостным нарушителем режима. Фактически из-за плохого здоровья Яковлева не отправляли в изолятор, но перевели в туберкулезное отделение для больных, отбывающих наказание в строгих условиях.
Яковлев не согласился с этим и попытался оспорить действия администрации ЛИУ в судебном порядке. Он настаивал, что такая дисциплинарная мера применима только к осужденным, которых содержат в колониях и тюрьмах. Серовский районный суд Свердловской области отказал в признании решения незаконным, а вышестоящие инстанции «засилили» его решение. Суды сочли, что, если состояние здоровья позволяет и осужденный получает необходимо лечение, его можно отправить в изолятор и в ЛИУ. К тому же к Яковлеву эту меру не применяли, так что его права тем более не были нарушены.
Тогда Яковлев обратился в КС. Он просил проверить соответствие Конституции ч. 1 и 8 ст. 74, ч. 2 ст. 101 и п. «в» ч. 1 ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса. По мнению заявителя, нормы, на которые ссылались суды, нарушают права на охрану здоровья и медицинскую помощь и противоречат гарантиям равенства перед законом и защиты достоинства личности.
Позиция КС
Конституционный суд напомнил, что на заключенных нельзя налагать взыскания, которые из-за их нездоровья будут равнозначны пыткам или бесчеловечному обращению. Медицинские работники не должны участвовать в наложении дисциплинарных взысканий и ограничений и обязаны особое внимание уделить здоровью заключенных, подвергнутых принудительной изоляции.
В то же время сам факт помещения в ЛИУ не отменяет правового статуса осужденных и определенного им приговором суда режима исправительного учреждения. В том числе к осужденному можно применять соответствующие меры взыскания. Другой подход нарушил бы базовые принципы уголовно-исполнительного законодательства, а значит и конституционную норму о равенстве всех перед законом.
При этом направить в штрафной изолятор проходящего лечение заключенного можно только после медосмотра, который подтвердит, что такую меру можно применить с учетом его состояния. Применять такую меру к заключенным, которым требуется стационарная медицинская помощь, недопустимо.
Отказ от помещения в изолятор по состоянию здоровья не препятствует признанию нарушившего порядок отбывания наказания заключенного злостным нарушителем, уточняет КС.
В случае Яковлева дисциплинарные меры были применены законно и правильно, а оснований для пересмотра решения администрации нет, заключил Конституционный суд.