«Коммерсант» выяснил, что за первое полугодие 2021 года Федеральная служба судебных приставов (ФССП) получила почти 20 000 обращений от граждан на действия взыскателей (профессиональных коллекторских агентств, служб взыскания банков и МФО). Из них было рассмотрено порядка 14 600 обращений: необоснованными было признано более 10 500 обращений (около 72%).
В ведомстве не исключают, что по итогам года число жалоб на взыскателей может превысить показатели предыдущих лет.
Рост жалоб может быть связан с увеличением объема рынка проданной просроченной задолженности. По данным Первого коллекторского бюро и НАПКА, в первом полугодии 2021 года объем рынка цессии составил 83,6 млрд руб., превысив на 2% результат аналогичного периода прошлого года. Сумма закрытых сделок составила 71,8 млрд руб. против 66,9 млрд руб. в 2020 году. От микрофинансовых организаций за отчетный период коллекторы получили еще 10,8 млрд руб. просроченных долгов.
Вместе с тем темпы кредитования населения и бизнеса находятся вблизи максимальных значений за последние годы. Как прогнозировал ЦБ ранее, темпы роста в сегменте потребительского кредитования по итогам года могут достичь 20%, поэтому регулятор пообещал принять меры для охлаждения розничного рынка.
Число жалоб по итогам года будет расти, уверена руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
«Закредитованность населения растет, многие граждане столкнулись с потерей работы и дохода, перестали справляться со своими долгами и были вынуждены столкнуться с коллекторами», – отметила она.
С одной стороны, рост количества жалоб свидетельствует о том, что люди в целом стали беспокоиться о своих правах и пытаться их защищать. Но проблема в том, что они начинают это делать только тогда, когда к ним уже пришли коллекторы. По словам Лазаревой, в обществе не сформирована культура решения финансовых трудностей на раннем этапе, нет культуры самостоятельного отслеживания предельной долговой нагрузки.