Европейский суд юстиции постановил, что правовая защита географических наименований распространяется не только на товары, но и на услуги. Такое решение он вынес по иску Межпрофессионального комитета вин Шампани (CIVC), который просил запретить испанским барам использовать термин «шампанелло», говорится в пресс-релизе суда. Испанские суды отказали в этих требованиях, ссылаясь на то, что спорное наименование применяется к услугам, а защищенное географическое наименование касается якобы только товаров.
CIVC полагал, что наименование «шампанелло» (то есть «маленькое шампанское») эксплуатирует ассоциацию потребителей с географическим наименованием. Испанские суды настаивали, что защита распространяется только на сельскохозяйственный продукт, произведенный в определенной области.
Суд ЕС с этим не согласился: защищенное географическое наименование распространяется и на товары, и на услуги. Такая правовая защита направлена не только на гарантии определенного качества для потребителей, которые получают именно продукт из конкретного региона, но и на поддержку репутации производителя, которая может пострадать от недобросовестного использования наименования третьими лицами. Поэтому применять такую защиту следует расширительно, в частности в сфере услуг.
Европейский суд юстиции указал, что защита распространяется на все случаи, когда название продукта вызывает в сознании среднего европейского потребителя образ продукта с географическим наименованием. При этом наименование может использоваться частично или в измененном виде, спорный продукт может визуально имитировать защищенную продукцию, а кроме того, их может объединять «концептуальная близость».
В то же время суд ЕС указал, что эти общие соображения не предопределяют решение суда Барселоны, куда иск CIVC направили на повторное рассмотрение. Но ему следует принимать высказанные Европейским судом юстиции указания во внимание при рассмотрении конкретных обстоятельств этого дела.