Арбитражный суд города Москвы отказался удовлетворять иск компании Rovio Entertainment Oyj (управляет брендом Angry Birds) к судебному эксперту и основателю «Школы оценщиков интеллектуальной собственности» Александру Костину. В картотеке арбитражных дел опубликована резолютивная часть решения от 7 декабря (дело № А40-45275/2021). Внимание на это дело обратил «Коммерсант».
Как следует из судебного акта, компания потребовала от Костина 80 000 руб. за использование изображений Angry Birds в официальных группах «Школы оценщиков интеллектуальной собственности» в фейсбуке и «ВКонтакте».
Руководитель юридической фирмы Роман Лукьянов, представляющий истца, в беседе с изданием отметил, что эксперт использовал изображения в коммерческом паблике, где предлагал купить свои услуги. Александр Костин же пояснял, что его школа разрабатывает методики для проведения судебных экспертиз, и в ее группах в соцсетях обсуждалась судебная практика, в том числе по указанным товарным знакам.
Ответчик считает, что этот иск мог быть подан для отстранения его от судебной экспертизы. Дело в том, что в январе суд назначил Костина экспертом в деле о нарушении прав на бренд Angry Birds: в региональном гипермаркете «Линия» испекли и продали торт в виде птички, и Rovio требует с владельца магазина — корпорации «Гринн» — $24 000. В подобных делах Костин снижал сумму требований.
Защита Александра Костина ссылается на то, что использование слов из товарных знаков в общеупотребительном значении в публикациях не является нарушением, а также указывает на желание истцов создать основания для отвода эксперта от дел с участием компании, говорит зампред комитета РСПП по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, который представлял Александра Костина в суде. Перспектива отвода эксперта «была вполне реальной, само наличие у эксперта конфликта с одной из сторон спора создает конфликт интересов и предопределяет отсутствие беспристрастности», считает он.
Если суд подтвердит, что к разрешению подобных споров нужно подходить неформально, различая упоминание товарного знака в информационных целях от его использования для маркировки образовательных услуг, это позволит вздохнуть с облегчением всем ведущим мастер-классов по брендингу, праву интеллектуальной собственности или дизайну, отметила патентный поверенный в агентстве «Бутенко и партнеры» Светлана Бутенко.