Депутаты Госдумы подготовили поправки к ст. 37 УК. Сейчас законопроект направили на отзыв в кабмин и Верховный суд, сообщают «Известия», ознакомившись с документом. Авторы новеллы предлагают закрепить в уголовном праве формулу «мой дом — моя крепость» и снять пределы необходимой самообороны в случае проникновения постороннего в жилище.
Депутаты напоминают, что право на неприкосновенность жилища относится к неотъемлемым конституционным правам. При этом вторжение в жилище может быть связано не только с желанием похитить имущество, но и с покушением на убийство, изнасилование или похищение.
При этом судебная практика говорит, что россиянам редко удается доказать, что они не превысили необходимых пределов самообороны. За шесть месяцев 2021 года только по двум из 134 дел об убийстве при превышении необходимой самообороны (ст. 108 УК) вынесли оправдательные приговоры, то есть в 1,5% случаев. Оправданий по делам о причинении тяжкого вреда здоровью при самообороне (ст. 114 УК) не было вообще.
Сейчас ст. 37 разрешает самооборону без ограничений только при непосредственной угрозе жизни.
Глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов напомнил, что аналогичные инициативы выдвигали и раньше, но они не нашли поддержки. Новый законопроект Нилов и его коллеги подготовили после того, как Владимир Путин в декабре прошлого года провел встречу с Советом по правам человека и поручил ВС изучить судебную практику по вопросу самообороны.
Осенью прошлого года Верховный суд вынес два определения по делам о необходимой самообороне. В одном случае он не признал самообороной стрельбу по людям, которые группой приехали к дому стрелка после обещания его убить по телефону; ВС указал, что у жертв не было оружия и после приезда они не угрожали оппоненту, поэтому повода для самообороны не было вовсе. Напротив, в деле о повреждении сердца и легкого мужчины, который начал душить сожительницу, ВС не усмотрел превышения пределов обороны: удушение дает жертве право на любую самозащиту.