ПРАВО.ru
Законодательство
17 февраля 2022, 11:35

Депутаты внесли в Госдуму новый Лесной кодекс

Он касается, в частности, проблемы лесных пожаров, незаконных вырубок и возвращает основные полномочия по управлению лесами на федеральный уровень.

Авторы документа (законопроект № 72794-8 о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации) — группа депутатов во главе с Геннадием Зюгановым — предлагают создать эффективный федеральный орган лесной пожарной охраны, который имел бы территориальные службы в регионах. 

Депутаты намерены решать задачу охраны лесного фонда через передачу этой функции федеральной службе по лесному надзору. Численность сотрудников такой службы хотят увеличить в 5–10 раз — до того числа, которое было до передачи полномочий по охране лесов в субъекты Российской Федерации после принятия Лесного кодекса 2006 года. 

Учитывая плохое управление лесами (в аренде находится всего 22% лесного фонда, остальное контролирует государство, в основном неэффективно), законодатели закрепляют на федеральном уровне свыше 100 полномочий, в том числе 20 новых: централизованное управление системой лесоустановления, федеральный государственный лесной надзор, лесоустройство, выдачу лицензий лесоперерабатывающим организациям, авиационный и космический мониторинг и иное.

Вместо договоров аренды предложены нормы, регулирующие полный цикл ведения лесного хозяйства на основе долгосрочных (не менее 15 лет) договоров доверительного управления и лицензионных соглашений.

Авторы хотят закрепить в новом кодексе нормы, регулирующие ведение лесного хозяйства с учетом реальной рыночной стоимости древесины. 

Для финансовой поддержки лесных хозяйств проект кодекса предполагает создать государственный фонд развития и поддержки деятельности в области лесного комплекса.

Правительство не поддержало документ в этой редакции. В частности, законопроект усложняет порядок расчета платы за использование лесного участка и вводит понятие «справедливой цены за проданные лесные насаждения на рынке по видам древесины». Но эта нечеткая формулировка может быть коррупциогенным фактором. 

Кроме того, законопроект затрагивает нормы, например виды правонарушений и условия конфискации, которые являются предметом правового регулирования КоАП и УК.