Верховный суд принял ходатайство уполномоченной по правам человека в России Татьяны Москальковой по смягчению меры пресечения ректору Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка») Сергею Зуеву, сообщает РИА «Новости».
Она сказала, что посещала Зуева в СИЗО, видела его медицинские документы, говорила с его лечащим врачом и убедилась, что у него есть заболевания.
«Очень надеюсь, что суд учтет его состояние здоровья, болезнь сына, состояние его родителей и будет проводить расследование дальше, когда жизнь человека и здоровье человека будут сохранены», — сказала Москалькова. Пример Зуева, по словам омбудсмена, — одна «из наиболее чувствительных тем», когда людей неоправданно помещают под стражу, хотя могла быть применена более мягкая мера пресечения, например домашний арест.
Защита ранее неоднократно просила смягчить меру пресечения Зуеву из-за его состояния здоровья. На это в УФСИН заявляли, что ректор «Шанинки» находится под постоянным наблюдением врачей, необходимая медпомощь ему оказывается в полном объеме.
В ноябре 2021 года около 60 академиков подписали открытое письмо на имя президента Владимира Путина, в котором попросили его взять дело под свой контроль и добиться смягчения меры пресечения для ректора «Шанинки». После этого президент заявил, что «не видит необходимости держать [Зуева] за решеткой по тем составам, которые ему вменяются». Тем не менее Тверской суд Москвы 3 июня оставил ректора «Шанинки» под стражей до 7 августа.
Зуев был задержан в октябре 2021 года по делу бывшего замминистра просвещения Марины Раковой. Сначала он находился под домашним арестом, но позже Мосгорсуд перевел его в следственный изолятор.
В ноябре следствие предъявило ректору «Шанинки» обвинения в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК) в связи с фиктивным трудоустройством с целью хищения. До этого аналогичные обвинения предъявили Марине Раковой и Евгению Заку.
По версии следствия, фигуранты совершили это преступление в 2018 году. Ракова, которая была тогда замминистра просвещения, направила 12 сотрудников ведомства в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), директором которой был Зуев. Он принял этих людей на работу, но на самом деле они ничего не делали в РАНХиГС, а полагающуюся им зарплату злоумышленники якобы похитили.
Также Зуева обвинили в хищении 21 млн руб. из 50, которые выделили на проект «Учитель года». Распределение этих денег тоже предположительно организовали Ракова и Зак. По версии защиты, обсуждаемые контракты расторгли до их исполнения, а сам Зуев не имел отношения к их заключению.