ПРАВО.ru
Санкции
23 июня 2022, 9:45

Маркетплейсы обяжут сообщать о параллельном импорте

Ретейлеры уже пользуются новыми возможностями по ввозу ставших официально недоступными из-за санкций товаров. Причем цены стали выше на 10% по сравнению с ценами до специальной операции.

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) предлагает обязать маркетплейсы указывать в данных товара, ввезен ли он официально или в рамках параллельного импорта. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на письмо организации в Роспотребнадзор. 

Параллельный импорт разрешили еще в марте, а в мае власти опубликовали перечень товаров, которые можно поставлять в рамках этого механизма, то есть без согласия правообладателей. Сейчас уже проявились связанные с такими поставками риски, указывает КонфОП. Для технически сложных товаров производители могут ввести программные ограничения на работу в России. Так, ранее россияне столкнулись с тем, что ввезенные в рамках параллельного импорта телефоны Samsung перестают работать при подключении российской сим-карты. Такие устройства могут быть заблокированы дистанционно.

Кроме того, параллельный импорт может подразумевать отсутствие послепродажного обслуживания, легальных гарантийных сервисов.

Поэтому КонфОП считает необходимым указывать ввоз в рамках параллельного импорта в характеристиках товаров при их продаже. Такие продукты на маркетплейсах можно отмечать специальным знаком.

«Чтобы покупатель осознанно решал, оставаться ему лояльным к привычному зарубежному бренду, но принимать на себя все риски возможной блокировки, платного ремонта и прочее», — подчеркнул глава организации Дмитрий Янин.

В Минпромторге и Роспотребнадзоре подчеркивают, что российские гарантии прав потребителей, в том числе на сервисное обслуживание, продолжают действовать и при параллельном импорте. Просто соответствующие обязательства вместо производителя будут возложены на продавца и импортера.

Сеть «Связной» уже подтвердила начало ввоза электроники через параллельный импорт, передает «Коммерсант». Это первое официальное сообщение такого рода от крупных российских ретейлеров. «Связной» продает ввезенные таким образом смартфоны и умные часы Samsung, приставки PlayStation, Xbox и Nintendo, а также актуальные модели iPhone. Их стоимость выросла на 10–20% в сравнении с аналогами, которые ввезли официально до введения санкций.

Гарантийное обслуживание таких товаров будет вести тот же сервисный центр, что и раньше. Изменится только оплата этих работ: раньше затраты брал на себя производитель, теперь это будет делать дистрибьютор.