Закон «Об образовании» позволяет пройти обучение по программе бакалавриата лицам, у которых есть диплом специалиста или диплом магистра, а закон «О статусе судей» не содержит требований к последовательности обучения по этим программам. Поэтому нет препятствий для того, чтобы рекомендовать такого претендента на пост судьи.
Давность расторжения брака не имеет значения — сообщать информацию о близких бывшего супруга все равно надо. При этом претендент вправе ограничиться сведениями, которые ему известны о них на момент заполнения анкеты. Аналогичный подход действует и при указании сведений о семье родителя ребенка претендента, с которым последний не состоит в брачных отношениях.
При этом ККС обязана учитывать характер отношений претендента с этими лицами при оценке полноты предоставленных им сведений.
ККС должна проверить достоверность документов и сведений, представленных обоими лицами. После этого коллегия решает вопрос о рекомендации просящего о новом назначении лица на пост судей. Если она принимает решение в пользу претендента, заключение направляют председателю соответствующего суда вместе с заявлением другого претендента о переводе.
Направлять председателю суда заявление о переводе до рассмотрения кандидатуры второго заявителя не следует.
В таком случае нужно запросить пояснения претендента с приложением подтверждающих документов. Полученную от него информацию ККС должна оценить наряду с другими анкетными данными.
При наличии заключения военной прокуратуры по вопросу соблюдения претендентом требований законодательства о воинской обязанности его можно сразу приобщить к материалам. Повторный запрос нужен, только если у ККС возникли сомнения в достоверности полученных ранее сведений.
Нужно разъяснить претенденту, что по истечении этого срока назначить его на должность судьи будет нельзя. Поэтому ему нужно заново пройти экзамен и представить свежее удостоверение.
Аналогичные разъяснения следует дать претенденту из числа судей в отставке, если очевидно, что к моменту принятия решения о назначении его на должность судьи истечет три года после ухода или удаления его в отставку.
ККС вправе запросить у самого отставного судьи или в компетентных органах дополнительные документы и сведения, в том числе по вопросу о соблюдении запретов и ограничений, связанных со статусом судьи, о доходах, расходах и имуществе, о владении иностранными финансовыми инструментами и т. д.
Закон «О статусе судей» не накладывает никаких ограничений на проведение аттестации в таких случаях. При этом к представлению председателя суда о проведении квалификационной аттестации прилагается копия решения о наложении на судью дисциплинарного взыскания.
Провести квалификационную аттестацию и присвоить квалификационный класс судье, который впервые назначен на должность, можно только после освоения программы профессиональной переподготовки и успешного прохождения итоговой аттестации. Диплом об этом относится к обязательным при такой процедуре документам.
Такие вопросы должен решать для себя сам судья, которому хотят вручить письмо, поскольку он несет ответственность за несоблюдение установленных законом запретов и ограничений.
Если ККС при рассмотрении его ходатайства сочтет, что разрешение не нужно, она может прекратить производство с соответствующей мотивировкой.
Принятие решения о прекращении отставки судьи в случае его смерти или в случае повторного назначения на должность судьи не требуется. Эти обстоятельства сами по себе автоматически прекращают ее.
Прекращение отставки судьи не является мерой дисциплинарной ответственности. Но если прекращение отставки судьи не связано с представлением от ответственного органа судейского сообщества или председателя соответствующего суда и требует самостоятельной проверки со стороны ККС, указанные статьи можно применить. Например, для проверки информации о выявлении после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий, или о совершении судьей в отставке нарушения, несовместимого с высоким званием судьи.
Соблюдение Советом судей процедуры принятия решения об обращении в квалификационную коллегию судей подлежит проверке при рассмотрении вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности по существу.
Если судья подал соответствующее ходатайство и его рассмотрели до наступления ранее определенного срока отставки, это решение можно пересмотреть по вновь открывшимся обстоятельствам.
Такой механизм пересмотра применим и в случае, когда судья умер до наступления срока, указанного в решении о прекращении полномочий в связи с его заявлением об отставке.
В этом случае возвращает ходатайство о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, а если вопрос вынесен на рассмотрение в заседании коллегии, то принимает решение о прекращении производства.
При этом нужно помнить, что ККС вправе пересмотреть свое решение и без ходатайства, если вновь открывшиеся обстоятельства не позволяют признать ранее принятое решение законным и обоснованным.
Секретарь ККС имеет особый статус. Он ведет протокол, фиксирует в нем ход заседания и вопросы, поставленные на голосование, подсчитывает и заносит в протокол результаты голосования, подписывает протокол и принятое решение, в том числе его резолютивную часть. В связи с этим ему обязательно нужно присутствовать в месте совещания квалификационной коллегии судей. Отнести его к категории «других лиц», которым запрещено там находиться, нельзя.
При этом секретарь ККС не может участвовать в обсуждении решений ККС.Этот закон касается доступа граждан к информации о работе государственных органов и органов местного самоуправления, а ККС к ним не относятся. Доступ к информации о деятельности судейских органов регулирует другой закон — «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов».
Доступ к протоколам ККС может получить лицо, в отношении которого вынесли решение, и лицо, направившее обращение или представление, по которому принято решение. Это закреплено в ст. 20 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.
Закон «Об органах судейского сообщества» не предусматривает возможность ознакомления граждан и представителей организаций с материалами проверок, проведенных по их жалобам или сообщениям о совершении судьей дисциплинарного проступка.
ККС не обязана уведомлять такое лицо о времени и месте ее рассмотрения. ККС обязана только уведомить его письмом о результатах проведенной проверки.
Вместе с тем такое лицо можно пригласить на заседание для дачи пояснений по сути предполагаемого проступка.
ККС решает вопрос о наличии со стороны судьи дисциплинарного проступка. Делать выводы о наличии или отсутствии в его действиях состава преступления она не вправе и не должна.
Решение квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности не предопределяет дальнейшие действия компетентных органов, осуществляющих уголовное преследование.