Минюст предложил ввести административную ответственность за невыдачу инспекторами предписаний по устранению нарушений. Об этом говорится в разработанной ведомством законодательной инициативе, которую 1 августа опубликовали на портале проектов нормативных правовых актов.
Изменения предлагается внести в ст. 19.6.1 КоАП. Санкции предусматривают предупреждение или штраф в размере от 3000 до 5000 руб. За повторное нарушение последует штраф в размере от 5000 до 15 000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В Минюсте указали, что в случае выявления нарушений надзорный орган обязан выдать предписание об их устранении в разумные сроки и проконтролировать его исполнение. На практике же должностные лица контрольных органов иногда игнорируют эту обязанность, а это может привести к угрозе вреда жизни и здоровью граждан.
Что думают юристы
Андрей Порфирьев, партнер адвокатского бюро , отметил, что власти стремятся перейти к сервисной модели работы с предпринимателями, сосредоточиться на профилактике нарушений и рискориентированном подходе. Предписания, по его словам, теперь выдаются только по результатам очных проверок и при выявлении серьезных рисков возникновения ЧС, рисков для жизни и здоровья, и в таких случаях их невыдача — это достаточно редкая практика.
Представленные в законопроекте поправки — часть политики системного повышения эффективности работы надзорных органов, считает Елена Гладышева, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Скорейшее привлечение к административной ответственности виновного лица зачастую в интересах должностных лиц. Ответственность за невынесение постановления — в русле тенденции к ускорению производства и вынесению более формальных решений о привлечении к административной ответственности», — считает Гладышева.
Размер санкций для должностных лиц мог бы быть выше, считает Порфирьев.
Бизнес за невыполнение отдельных предписаний уплачивает более значительные штрафы, чем законопроект предусмотрел для должностных лиц. А иногда бизнес сталкивается с административным приостановлением деятельности.
«Важно, чтобы эта статья не была воспринята ошибочно как сигнал к более массовой выдаче предписаний в тех случаях, когда закон не требует такой формы реагирования от контрольного органа», — добавил Порфирьев.