Банк России подготовил проект новых указаний, которые регулируют принятие решений о признании задолженности по платежам в бюджеты безнадежной к взысканию. Документ разместили на портале проектов нормативных правовых актов 10 августа для антикоррупционной экспертизы. Опрошенные Право.ru юристы разошлись в оценке того, повлияют ли изменения в этом порядке на интересы бизнеса и должников перед бюджетом в целом.
Согласно новелле, просроченные денежные взыскания и штрафы могут признать безнадежными, если:
- Плательщик-физлицо умер.
- Плательщик — ИП или физлицо — признан банкротом.
- Организация-должник ликвидирована.
- В отношении плательщика прошла амнистия по решению о штрафе или взыскании.
- Плательщика-юрлицо исключили из ЕГРЮЛ.
- Суд или другой уполномоченный орган вынес постановление о прекращении наказания в виде штрафа.
- Судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием у должника активов или невозможностью установить его местонахождение, если с момента образования задолженности прошло больше пяти лет и если:
- либо размер задолженности меньше необходимого для возбуждения дела о банкротстве;
- либо суд вернул заявление о признании должника банкротом в связи с отсутствием у него средств на возмещение соответствующих судебных процедур.
Действующий порядок признания долгов перед бюджетом безнадежными к взысканию не предусматривает такого основания, как амнистия по штрафу. Соответствующие изменения предусмотрены законом, который приняли еще в 2020 году.
Проект новых указаний Центробанка фактически направлен на структуризацию и переформирование предыдущих указаний, полагает адвокат Иван Бычков, руководитель тюменского филиала При этом изменился список документов, на основании которых комиссия Центробанка принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности, обратил внимание партнер Алексей Станкевич. Теперь при его принятии также понадобится справка о выполненных мерах по обеспечению взыскания задолженности. Зато судебный акт, в соответствии с которым взыскать задолженность невозможно по сроку давности, в том числе определение суда об отказе в восстановлении пропущенного срока, в этот перечень больше не входит.
Такие перемены отражают изменения в ст. 47.2 Бюджетного кодекса, указывает Станкевич. Истечение срока давности по платежу более не означает признание его безнадежным. Если ранее должник мог добиться в судебном порядке признания срока истекшим, то теперь такого основания нет.
Вероятно, это связано с необходимостью скорого пополнения федерального бюджета, полагает Станкевич.

У бизнеса существенно снизилась возможность избавляться от тех или иных долговых обязательств по бюджетному законодательству.
Список документов, подтверждающих случаи признания задолженности безнадежной, в новой версии указаний структурирован, отметил Бычков. Судебный акт о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием финансирования процедуры, который тоже будет требоваться для признания долга безнадежным, по сути, дублирует положения подп. 4.3 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса.

Инициаторы изменений не учли, что при включении такого документа в список, должен быть дополнен и список оснований для признания задолженности безнадежной.
По мнению Бычкова, предложенные изменения не способны оказать какое-либо существенное влияние на бизнес.