Военно-следственный отдел СКР одного из субъектов возбудил уголовное дело в отношении военнослужащего-контрактника по ч. 2.1 ст. 332 УК, сообщает руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.
Следствие установило, что обвиняемый-контрактник «не исполнил отданный в установленном порядке приказ об убытии в служебную командировку для участия в боевых действиях, тем самым отказался от участия в боевых действиях».
Ч. 2.1 ст. 332 УК предусматривает от двух до трех лет лишения свободы за «неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях». Ч. 2.1 ввели в Уголовный кодекс законом от 24 сентября 2022 года — через три дня после того, как президент Владимир Путин подписал указ «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
Дисциплинарка и уголовка
За неисполнение обязанностей военной службы можно получить и дисциплинарное наказание (если тяжесть проступка меньше). Закон «О статусе военнослужащих» называет среди грубых проступков самовольное оставление воинской части, неявку в срок без уважительных причин на службу, отсутствие военнослужащего по контракту в воинской части, уклонение от исполнения обязанностей и так далее (п. 2 ст. 28.5 закона). Наказания за проступки включают выговоры, снижения в воинской должности и подобное (п. 2 ст. 28.4). В исключительных случаях и за грубые дисциплинарные нарушения назначают арест до 30 суток.
Например, в феврале 2022 года Абаканский Гарнизонный военный суд назначил Гаджи Гаджиеву 10 суток ареста за неисполнение приказа дежурного по роте наводить порядок в казарме (дело № ДА-3/2022). В январе 2022-го Ярославский гарнизонный военный суд рассмотрел материалы о грубом дисциплинарном проступке контрактника Дмитрия Одинцова, который в ноябре 2021-го «отказался убыть в служебную командировку для выполнения мероприятий по комплектованию воинской части». Суд отказался разрешать вопрос о дисциплинарном наказании Одинцова, потому что увидел в его действиях признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322 УК («Невыполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившего существенный вред интересам службы»). Материалы разбирательства № ДА-2/2022) были переданы в следственный отдел, о дальнейшем движении дела информации нет.