ПРАВО.ru
Законодательство
2 ноября 2022, 20:35

Власти должны исполнить 50 постановлений КС

Россия также не закончила исполнение 27 постановлений ЕСПЧ. Действиям по некоторым из них воспротивились российские госорганы, в частности МВД.

2 ноября Министерство юстиции опубликовало ежегодные результаты мониторинга правоприменения в России. В нем Минюст отметил важность дальнейшего регулирования интернет-площадок, недостаток регулирования в сфере охраны объектов культурного наследия, проблемы в сфере законодательства об управлении многоквартирными домами и такими средствами индивидуальной мобильности, как самокаты. Кроме того, власти отчитались о выполнении постановлений ЕСПЧ и Конституционного суда.

В 2021–2022 годах Конституционный суд принял 43 постановления, по которым правительство должно принять меры (26 — в 2021-м и 17 — до августа 2022-го). Власти в 2021-м исполнили 20 постановлений КС, а в 2022-м — еще девять; 50 постановлений на конец августа еще предстояло выполнить. По 27 из них кабмин подготовил законопроекты либо поддержал чужие законодательные инициативы, но их пока не приняли.

Россия должна исполнить 27 постановлений Европейского суда по правам человека. Правительство напоминает, что все постановления, которые ЕСПЧ вынес после 16 марта 2022 года, российским властям исполнять необязательно, а суды РФ не должны принимать их во внимание.

Для решения проблемы ненадлежащего содержания находящихся в СИЗО, а также компенсации за него, на которую Страсбургский суд указал в 2012 году, власти уже предприняли много усилий. За это время приняли около двух десятков законов, в том числе о введении альтернативной меры пресечения — запрета определенных действий — и о более строгой регламентации порядка продления ареста. В 2021-м кабмин утвердил новую концепцию развития уголовно-исполнительной системы. Кроме того, многочисленные разъяснения по этому вопросу давал Верховный суд.

Среди нарушений, которые нужно исправить, ЕСПЧ указал на невозможность для граждан, когда-либо имели доступ к государственной тайне, получить загранпаспорт и выехать за рубеж. С момента ставшего поводом для разбирательства инцидента в 2007 году российские власти сделали многое для исправления ситуации: Конституционный суд указал, что такой запрет не должен быть абсолютным (Постановление от 07.07.2012 № 14-П), после чего межведомственная комиссия по защите государственной тайны приняла учитывающие это методические рекомендации. Власти рассматривают вопрос о необходимости дальнейших реформ в свете рекомендаций ЕСПЧ.

ЕСПЧ также указал, что при решении о предоставлении статуса беженца российские миграционные органы не учитывают риски жестокого обращения с заявителями у них на родине. Корректирующий эту ситуацию законопроект № 67509-7 Госдума приняла в первом чтении в 2017 году, но с того момента к инициативе не возвращались. Аналогичным образом застряли на несколько лет после первого чтения законопроекты, которые призваны урегулировать направление несовершеннолетних в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (№ 618614-7, 618625-7).

По вопросу немедленного доставления задержанных в суд, если их арестовали заочно, российские власти не пришли к определенному решению. Вопрос о предоставлении фигурантам административных дел бесплатного защитника Минюст рассматривает с 2015 года. Минюст начинал работу над законопроектом, который дал бы жилищам дополнительную защиту от силовиков, но в связи с мнением МВД, что действующих правовых механизмов достаточно, эту работу прекратили. Законопроект об отпуске по уходу за ребенком для отцов снял с рассмотрения ответственный комитет Госдумы.