Николай Шляхов и Антон Тулин осуждены за незаконный сбыт наркотиков и покушение на такое же преступление по предварительному сговору группой лиц. Чертановский райсуд Москвы приговорил Шляхова к 13 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а Тулину назначил десять лет и месяц лишения свободы в таких же условиях. В своем приговоре суд опирался на доказательства:, в частности на протокол осмотра сотового телефона и заключение судебно-химической экспертизы.
Мосгорсуд согласился с таким решением. А Второй кассационный суд общей юрисдикции уменьшил срок наказания для Шляхова до 12,5 года лишения свободы, исключив из приговора квалифицирующий признак «в значительном размере». Тогда Шляхов и Тулин написали жалобу в Верховный суд (дело № 5-УД22-152-К2). Они указали, что нижестоящие инстанции в своих решениях сослались на доказательства, которые не исследовались на судебном заседании.
Тройка судей под председательством Александра Колышницына с такой позицией согласилась. Согласно ст. 240 УПК («Непосредственность и устность»), приговор может быть основан лишь на тех доказательствах, которые исследовались на судебном заседании. Суд не может ссылаться на то, что не изучил во время процесса (п. 4 Постановления Пленума ВС от 29.11.2016 № 55). В приговоре Чертановского райсуда Москвы есть ссылки на протокол осмотра сотового телефона и заключение судебно-химической экспертизы. Но согласно протоколу судебного заседания эти доказательства не оглашались и не были исследованы. Апелляция и кассация не исправили эту ошибку.
Поэтому ВС отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Мосгорсуд (дело № 10-2051/2023). Дата судебного заседания пока не назначена.