В п. 10 ст. 31 ФЗ № 44 указано, что в госзакупках не может участвовать офшорная компания (даже в случае, если она один из участников юрлица и обладает больше чем 10% голосующих акций). Сенатор Костромской области Николай Журавлев («Единая Россия»), депутат Максим Топилин («Единая Россия») и депутат Анатолий Аксаков («Справедливая Россия») хотят изменить эти правила.
Они предлагают, чтобы ограничение доли участия офшорных компаний в капитале участника закупки не касалось ПАО, акции которых обращаются на организованных торгах в РФ. Авторы поясняют: такие компании не могут контролировать состав лиц, которые покупают акции, или отдавать предпочтение конкретным покупателям.
Еще авторы инициативы хотят повысить допустимую долю участия офшорных компаний в капитале хозяйственных товариществ и обществ с 10 до 25%. Это ослабит давление на фирмы, которые приобретали активы уходящих с российского рынка иностранных предприятий, в том числе имеющих офшорную юрисдикцию, но ведущих бизнес в РФ.
Ранее Минцифры предложило внести изменения в законодательство о госзакупках, чтобы зарегистрированные в офшорах компании могли работать на рынке госзаказа. Тогда речь шла о «Вымпелкоме», который принадлежит телекоммуникационному холдингу Veon. В министерстве компанию назвали системным участником рынка, который оказывает услуги крупным госструктурам. Но на фоне западных санкций в 2022 году оператор не успел локализовать бизнес в России.