Депутаты Наталья Костенко, Иван Демченко и Андрей Дорошенко от партии «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект, который позволяет сохранить единственное жилье банкрота, даже если оно находится в ипотеке. Авторы инициативы считают, что это можно сделать путем мирового соглашения с залоговым кредитором или плана реструктуризации ипотечного долга.
В пояснительной записке указано: ч. 1 ст. 446 ГПК («Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам») гарантирует, что у банкрота нельзя забрать единственное жилье. Исключение в этом случае только одно: если недвижимость в ипотеке, то ее изъять можно.
На практике возникают ситуации, когда человек платит по ипотеке, но есть другие долги, из-за которых его признают банкротом. Банк, который выдал ипотеку, включается в реестр кредиторов. Жилье продается с публичных торгов, выручка идет на погашение долгов банкрота. Получается, что человек, у которого не было долга по ипотеке, лишается единственного жилья. Аналогичные ситуации получаются, когда военнослужащие приобретают жилье по договору целевого жилищного займа (решение 7-го ААС по делу № А45-10450/2017).
Депутаты предлагают разрешить судам утверждать отдельные мировые соглашения (или планы по реструктуризации долгов), которые позволят банкроту оставить себе единственное жилье. Согласие других кредиторов на подписание такого документа получать не нужно.