Адвокат по назначению защищала интересы доверителя, которого обвинили в получении взятки в крупном размере (п. «в» ч. 5 ст. 290 УК). В итоге он дал признательные показания по этому делу. После этого обратился в Адвокатскую палату города Москвы, в которой состояла юрист, и попросил лишить защитника статуса. Он указал, что из-за некачественной юридической помощи он дал неправильные показания.
При рассмотрении жалобы Квалификационная комиссия и Совет палаты установили, что юрист вступила в дело по назначению следователя практически сразу же после задержания. Участие в деле адвоката по назначению возможно, если после задержания человека или заключения его под стражу приглашенный им защитник не смог явиться для оказания помощи. Еще важно согласие гражданина на вступление адвоката в дело. Норма ч. 3 ст. 50 УПК дает возможность пригласить юриста в течение пяти суток.
В палате обратили внимание на спешное назначение адвоката с нарушением правил процедуры и сроков. Совет согласился, на тот момент кроме следователя еще никто не мог знать, что задержанному вообще нужна юридическая помощь. Это означает, что у назначенного адвоката были личные связи с правоохранителями. В жалобе указано, что на очной ставке со свидетелем подозреваемый попробовал опровергнуть обвинения в свой адрес, но юрист и следователь его предупредили, что в таком случае он получит не условное наказание, а реальный срок. Совет посчитал, что участие адвоката в деле уже было предрешено и он лишь помог следователю получить признательные показания. Цели оказывать юрпомощь обвиняемому у него не было.
Заявитель жалобы также указал, что после обращения в адвокатскую палату юрист присылала ему угрозы в мессенджере. Адвокат сказала, что эти сообщения отправляла не она, а ее знакомый, который случайно воспользовался ее мобильным телефоном. Совет отклонил эти доводы как неправдоподобные и подтвердил, что такие сообщения нельзя отправить по ошибке.
Совет адвокатской палаты города Москвы подтвердил, что юрист нарушила положения ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» и Кодекса профессиональной этики адвоката, и лишил ее адвокатского статуса. С учетом тяжести допущенных нарушений ее смогут допустить к сдаче экзамена на получение статуса адвоката только через три года.