С этим могут сталкиваться юристы, которые раньше занимались частной практикой, работали в юрфирмах или с конкретным клиентом, а потом получили статус адвоката, объясняет член Совета Адвокатской палаты города Москвы Андрей Гривцов. Следователь, который ведет дело, связанное с бывшим клиентом юриста, может не знать или игнорировать наличие у правозащитника адвокатского статуса.
Гривцов обращает внимание, что при вызове на допрос в этом случае у юриста не будет адвокатского иммунитета, который позволяет не давать свидетельские показания по обстоятельствам оказания юрпомощи. Это связано с тем, что полученная юристом (не адвокатом) информация не признается адвокатской тайной. Поэтому формально у следователя нет никаких ограничений для вызова адвоката на допрос. Но есть исключение: если после получения статуса юрист заключит с доверителем новое соглашение о юрпомощи с прежним предметом. В этом случае невозможно разграничить сведения, которые сообщили адвокату до и после получения статуса, и допрашивать юриста будет незаконно.
В Совете рекомендуют настаивать на строгом соблюдении процедуры вызова адвоката на допрос: требовать направления письменной повестки (ст. 188 УПК), уведомить следователя о своем статусе и требовать решение суда о согласовании допроса. Гривцов не исключает, что в таком случае интерес к допросу у следователя может иссякнуть. Он также напоминает, что судебное решение можно обжаловать, а затем заявить следователю ходатайство об отложении допроса до вступления решения в силу. Если же адвокатов вызывают без санкции суда, то такие действия следователя также можно обжаловать и заявить об отложении допроса.
При самом допросе юристам нужно соблюдать адвокатскую тайну и ссылаться на невозможность ее разглашения при каждом затрагивающем такие сведения вопросе. Если информация не защищается адвокатской тайной, тогда можно использовать общегражданский иммунитет (ст. 51 Конституции). В Совете напоминают, что возможные ответы на вопросы следователя могут повлечь уголовные (например, связанных с обвинением в пособничестве в противоправных действиях), имущественные и этические риски для юриста. Гривцов также напомнил юристам о возможности обращаться за помощью в комиссии по защите прав адвокатов при палатах субъектов, и о выпущенных московской комиссией рекомендациях о действиях адвокатов при их вызовах на допросы (протокол от 25 ноября 2022 года № 7).