Госдума приняла во втором чтении правительственный законопроект об изменении правил поворота судебного решения, то есть возврата ответчику всего, что с него взыскали в пользу истца по отмененному решению. Сейчас ч. 3 ст. 445 ГПК ограничивает поворот решений суда о взыскании денег в трудовых спорах лишь при отмене этих решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядках. Кабмин предложил дополнить ГПК статьей, которая расширит эту возможность на случаи пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам следующих категорий дел:
- о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений;
- взыскании вознаграждения за использование прав на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
- взыскании алиментов;
- возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца.
Поворот исполнения таких решений будет возможен, если решение суда основывалось на ложных сведениях или подложных документах либо само наличие правоотношений, из которых возникло требование, в судебном порядке опровергли.
Законопроект разработали во исполнение постановления Конституционного суда от 10 марта 2022 года по делу Игоря Елисеева. Он взыскал долг по зарплате почти за год, а потом его работодателя признали банкротом. Выяснилось, что трудовой договор с Елисеевым заключили в период подозрительности, поэтому его пересмотрели. Долг по зарплате сотруднику не вернули из-за того, что поворот решения по его делу невозможен. КС постановил пересмотреть дело Елисеева и предписал законодателю изменить норму. Отсутствие регулирующих механизмов поворота таких решений при пересмотре по новым обстоятельствам — это явный законодательный пробел, который не соответствует гарантиям права на вознаграждение за труд, указал Конституционный суд.