Минюст разрабатывает концепцию судебного представительства, которая оставит возможность представлять интересы клиентов не только в уголовном, но и в административном и гражданском процессах лишь адвокатам. Предполагается, что адвокатская монополия поможет в борьбе с мошенниками на рынке юридических услуг, так как члены адвокатуры проходят через «профессиональное сито», убежден министр юстиции Константин Чуйченко. Ведомство может представить концепцию в 2024 году на Петербургском международном юридическом форуме.
Первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов Михаил Толчеев пояснил «Независимой газете», что из судопроизводства нужно исключать коммерческие элементы, не связанные общими этическими правилами и идеей служения праву. «Профессионализация судебного представительства должна стать первым большим шагом реформы», — считает Толчеев.
Советник ФПА, член Научно-консультативного совета при ФПА Евгений Рубинштейн пояснил, что только адвокатура обеспечивает высокий уровень квалификации юристов и соблюдение ими этики. К судебным представителям, кроме как в уголовном процессе, закон не предъявляет никаких требований, из-за этого в суды попадают даже люди без юридического образования. Все это приводит к существенному снижению качества юрпомощи и росту социальной напряженности, убежден Рубинштейн. Введение монополии сведет эти риски к минимуму, но ее эффективность будет зависеть от порядка вступления юристов в адвокатуру, заключил советник ФПА.
Президент Адвокатской палаты Москвы Сергей Зубков отметил, что за последние годы мошенничество на рынке юруслуг действительно «вышло за все разумные границы», но введения одной лишь монополии для решения этой проблемы может быть недостаточно.
«Многолетний опыт адвокатуры свидетельствует о необходимости комплекса этических норм и профессиональных стандартов, а также справедливых механизмов контроля за их исполнением».
Зубков согласился с Минюстом, который предложил и в дальнейшем использовать систему саморегулирования адвокатской корпорации. Благодаря ей не придется проходить сложный путь создания похожего механизма, отметил он.
Практикующие юристы менее воодушевлены идеей ведомства. Они убеждены: адвокатская монополия не решит существующих проблем, но создаст новые. Эксперты усмотрели в этой идее не только политический подтекст и угрозу ценовой стабильности на юррынке, но и крах независимости адвокатуры (подробнее — в материале «„Правосудие умрет окончательно”: юристы об адвокатской монополии»).