6 мая 2022-го компания «Ис Текс» направила в «Московский индустриальный банк» («Минбанк») заявку на перевод $59 400. Через два дня банк подпал под блокирующие санкции Минфина США. До получателя платеж не дошел, поэтому «Ис Текс» потребовал вернуть деньги в судебном порядке (дело № А40-179021/2022). Три инстанции удовлетворили иск компании. Суды учли, что заявление на перевод содержало указание на казахстанский банк-посредник, через который должна была пройти банковская операция. Но банк по своему усмотрению, без согласования с клиентом, выполнил перевод через нью-йоркский банк-посредник, что привело к блокировке денег.
Жалуясь в Верховный суд, «Промсвязьбанк» («Минбанк» присоединили к нему в этом году) объяснял, что предыдущие заявки этого клиента проходили по тому же маршруту и «Ис Текс» при этом не возражал. А значит, истец «не мог ожидать, что очередное заявление на перевод средств в валюте будет исполнено иным образом». Банк также настаивал: средства заблокировали, когда «Минбанк» уже выполнил все необходимые действия со своей стороны, и это не зависело от него. Кроме того, кредитная организация не могла предположить, что окажется в санкционных списках. При этом клиент мог вернуть деньги во внесудебном порядке по процедуре, предусмотренной законами США, обратившись в Управление по контролю за иностранными активами американского Минфина и получив лицензию на снятие ограничений.
Экономколлегия прислушалась к этим доводам. ВС обратил внимание, что «Минбанк» не менял маршрут платежа и исполнил распоряжение «Ис Текс» в точности с платежными инструкциями: казахстанский банк значился именно банком-посредником. Но его единственным посредником была нью-йоркская кредитная организация, поэтому валютные переводы в любом случае проводились через ее счет. Это соответствует международной банковской практике, подчеркнула экономколлегия. ВС также учел, что «Минбанк» исполнил платежное поручение 6 мая, когда санкции еще не ввели. Деньги заблокировали только через два дня, но это уже не зависело от действий российского банка.
«Введение иностранным государством запретов и ограничений в области предпринимательской деятельности, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обязательств, может относиться к числу непредотвратимых обстоятельств».
Поэтому выводы о нарушениях «Минбанка» преждевременны, заключила экономколлегия. Решения по делу отменили, а спор направили на новое рассмотрение в АСГМ.