ПРАВО.ru
Практика
5 декабря 2023, 19:00

ВС разобрался в споре о бренде пельменей

Владелец товарного знака узнал, что посторонний магазин без разрешения использует его бренд. Суды взыскали в пользу правообладателя компенсацию. Владелец сети магазинов настаивал: суды не разобрались с объемом правовой охраны товарных знаков пельменного бренда. ВС согласился с этим.

В 2021 году правообладатель пельменного бренда «Лепим и варим. Свежие пельмени» узнал, что в сети магазинов Eurospar (юрлицо «Спар Миддл Волга») работает отдел кулинарии с похожей вывеской: «Пельмени лепим-варим». Суды удовлетворили иск правообладателя, инвестиционной компании «Молодые и красивые», запретил сети магазинов использовать чужой товарный знак и взыскал 5,2 млн руб. компенсации — в четыре раза меньше, чем просил истец (дело № А43-26747/2021). 

Вышестоящие инстанции решения поддержали: Суд по интеллектуальным правам обратил внимание, что зарегистрированный товарный знак ответчика «Лепим-варим» в сочетании со словом «пельмени» привел к нарушению исключительных прав истца. В поданной в Верховный суд жалобе «Спар Миддл Волга» настаивал: товарные знаки инвесткомпании не предусматривали защиту по тем классам МКТУ, по которым вел деятельность заявитель. Значит, суды необоснованно расширили объем правовой охраны товарных знаков.

Вывести бренд на новый рынок и настроить логистику: как юристы помогают торговать

Экономколлегия согласилась с этими доводами и напомнила: чтобы запретить незаконное использование товарного знака, истец должен доказать, что ответчик оказывает однородные услуги или же готовится к их оказанию. Но суды ограничились лишь анализом услуги по продаже готовой кулинарной продукции и деятельности кафе. Вопрос однородности других услуг «Спар Миддл Волга» и правообладателя суды не изучили. Потому ВС отменил решения и отправил дело на новое рассмотрение. Теперь АС Нижегородской области предстоит установить объем правовой охраны брендов «Лепим и варим. Свежие пельмени» и основания для взыскания компенсации.