Действующий закон «О занятости населения» приняли 32 года назад, 19 апреля 1991 года. Документ уже устарел, поэтому его предложили заменить новым, гораздо более подробным. В январе группа депутатов и сенаторов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным внесла в нижнюю палату парламента новую версию закона. 30 ноября его одобрила Госдума в третьем чтении.
Главной задачей нового законопроекта разработчики называли «отражение изменившихся реалий рынка труда, введение эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач, в том числе в условиях санкционного давления».
В законе учли разные положения. Так, он:
- впервые закрепил статус самозанятого с трудовой точки зрения;
- предложил включать замеченных в сером найме работодателей в специальный публичный реестр;
- предложил давать разовые «подъемные» новым индивидуальным предпринимателям для выхода на рынок;
- разрешил безработным брать короткие подработки без снятия с учета;
- дал возможность получать пособие бывшим предпринимателям.
Поправки ввели понятия «занятость», «граждане, ищущие работу», «безработные граждане», «граждане, впервые ищущие работу», «граждане, находящиеся под риском увольнения», и определили категории граждан, которые не могут найти работу. Документ определяет критерии работы, подходящей конкретному человеку:
- образование и квалификация гражданина;
- его специальность, профессиональные навыки и качества;
- желаемая сфера деятельности или профессия;
- тип занятости;
- подходящая локация рабочего места;
- желаемая зарплата;
- социальное положение и жизненные обстоятельства заявителя.
Работу, которая не требует особой квалификации, временные подработки и общественные работы могут назначить впервые ищущим работу и дважды уволенным за нарушение трудовой дисциплины, а еще состоящим на учете более 12 месяцев и отказавшимся пройти профессиональное обучение.
Ко второму чтению в документ включили правило о ежегодной индексации с 1 февраля минимального и максимального пособия по безработице, а также исключили положения о регулировании платформенной занятости. Изначально предлагалось ввести понятие «платформенно занятые» и отнести к ним граждан, которые находят заказчиков с использованием цифровых платформ занятых, например сервисов заказа такси или ресурсов по подбору вакансий для разнорабочих. Во время разработки поправок шла речь о том, что для «платформенных» сотрудников введут обязательные нормы работы и отдыха, оплаты, доступа к соцгарантиям, в том числе к пенсионному страхованию и пособиям, но в окончательную редакцию поправок эти положения не вошли.
Подробнее о поправках мы рассказали в материале «Новый закон о занятости: что важно знать».
Как пояснил соавтор законопроекта, замруководителя «Единой России» Андрей Исаев, в Госдуму скоро внесут еще четыре закона-спутника, в том числе поправки к законам о профсоюзах, защите прав инвалидов, об образовании и к Налоговому кодексу. По словам Исаева, документы практически готовы.
Законопроект № 275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации»