ПРАВО.ru
Практика
19 декабря 2023, 16:24

ВС установил собственника 28 газопроводов

Одними и теми же сооружениями-газопроводами владел и «Газпром», и предприниматель, который купил эти объекты на аукционе. Оба собственника требовали признать отсутствующими права другого владельца на имущество. ВС разобрался в этом деле.

В порядке приватизации производственного объединения «Саратовоблгаз» появилось одноименное ОАО. В качестве уставного капитала обществу передали госимущество объединения — 15 газопроводов.

В 2017 году предприниматель Станислав Невейницын по итогам аукциона получил права на некоторые сооружения, в том числе на 28 газопроводов. «Газпром Газораспределение Саратовская область» — правопреемник «Саратововоблгаза» и собственник сооружений — подал иск и потребовал признать отсутствующим право собственности Невейницына на эти газопроводы (дело № А57-15452/2021). Предприятие указало, что аудит выявил участки сетей, которые принадлежат и Невейницыну, и «Газпрому», поэтому подал иск и потребовал признать отсутствующим право собственности бизнесмена. Предприниматель, в свою очередь, подал встречный иск о признании отсутствующим права собственности «Газпрома» на 16 объектов.

Сначала суды встали на сторону «Газпрома» и отклонили иск Невейницына. Потом кассация отменила эти решения и частично удовлетворила требования предприятия в отношении одного газопровода и иск Невейницына — по 13 объектам. Суд округа указал, что спорные газопроводы не попали в план приватизации, а право собственности «Газпрома» на эти объекты не подтверждено.

КС защитил добросовестного владельца дачи у газопровода

Предприятие подало жалобу в Верховный суд. В ней «Газпром» подчеркнул: он добросовестный владелец газопроводов на протяжении уже 18 лет. Объекты указаны в плане приватизации, а их идентифицирующие данные (точный адрес, месторасположение, длина, кадастровый номер) можно было включить в правоустанавливающие документы лишь с момента отнесения законом этих объектов к недвижимости и изготовления технического и кадастрового паспортов.

ВС согласился с доводами жалобы и с выводами проверочных инстанций. Экономколлегия признала, что «Газпром» — это фактический владелец газопроводов, который содержит и обслуживает эти объекты. Право собственности на них возникло у предприятия раньше, чем было зарегистрировано право собственности Невейницына. При этом доказательств передачи, принятия на баланс и содержания объектов за счет муниципального образования с момента приватизации в деле не было.

В связи с этим ВС отменил постановление суда округа и оставил в силе решения проверочных инстанций об удовлетворении иска «Газпрома».