В 2021 году управляющая компания «ГК Д.О.М. Колпино» (УК) попросила жилищную инспекцию Санкт-Петербурга изменить реестр лицензий города и включить в перечень адресов домов, которыми управляет компания, многоквартирный дом на улице Загородной. Жилищная инспекция установила, что в общем собрании собственников участвовало менее 50% владельцев квартир. Со ссылкой на то, что решения общего собрания ничтожны по п. 2 ст. 181.5 ГК, так как их приняли без необходимого кворума, компании отказали.
УК обжаловала отказ в суде, потребовав признать распоряжение инспекции недействительным и обязать ее внести изменения в реестр. Но первая инстанция и апелляция согласились с жилищной инспекцией и признали, что при отказе она не выходила за пределы полномочий (дело № А56-45663/2022).
Суд округа отменил решения в части отказа по требованию о признании распоряжения недействительным, а в остальной части оставил их в силе. Кассация отметила, что наличие у инспекции возможности проверить законность решения собрания еще не дает ей права самостоятельно определять его ничтожность. Это может сделать только суд.
Инспекция подала жалобу в Верховный суд и подчеркнула, что у нее есть не только право, но и обязанность проверить решение на наличие признаков ничтожности. Если они есть, во внесении изменений в реестр отказывают. И в таком случае инспекция не определяет юридическую судьбу решения, а лишь оценивает комплект документов на соответствие закону. При этом отказ управляющей компании еще не означает признание решения собственников недействительным.
Экономколлегия согласилась с этими доводами, отменила постановление кассации и оставила в силе отказные решения.